26.10.17

Дальнобойщики: «Мы хотим создать рентабельный цивилизованный рынок грузоперевозок»

Грузоперевозчики России решили объединиться

Обычные автомобилисты воспринимают владельцев и водителей большегрузных фур как единое целое. У них и дорожная взаимовыручка, и радиостанции, и общность интересов. Да и название для них есть универсальное - дальнобойщики. Но в действительности это сложный рынок с разобщенными интересами, с широким их спектром - от желания по-быстрому «срубить бабла» на неучтенке и перегрузах до стремления выстраивать цивилизованный рынок автодорожных грузоперевозок строго в рамках законодательства и в диалоге с органами власти. Вот об этом и шла речь на недавнем мероприятии в пресс-центре «Комсомольской правды».

ПОЕЗДКА ПО СТРАНЕ

Общение в соцсетях и форумах - это удобно, но для выяснения всех проблем в интернете потребуется столько времени, что работать некогда будет. Любое профессиональное сообщество стремится к консолидации, потому лидеры движения «12ТОНН» (см. СПРАВКУ) предприняли поездку по 15 регионам России - от Санкт-Петербурга до Забайкалья. И провели серию круглых столов с представителями отрасли и органов местной власти - в Челябинске, Тюмени, Иркутске, Чите…

- Среди ключевых проблем всех регионов: качество дорог, гарантии и прозрачность системы, ремонт федеральных трасс. Наряду с контролем распределения денег, дальнобойщики хотели бы улучить условия лизинга. Кроме того, совершенно очевидно, что нужен контроль отслеживания ситуации на дорогах, - говорит Сергей Сапронов, лидер движения автомобилистов «12ТОНН».

И это не единственные проблемы отрасли, есть целые секторы с серьезными «болезнями».

Лидер движения автомобилистов «12ТОНН» Владимир Матягин выделяет такие:

- весогабаритный контроль,

- завышенные штрафы,

- организация работы штрафстоянок,

- низкая рентабельность, которую косвенно создают недобросовестные участники рынка.

КТО ТАКИЕ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ

- Перевозчики сегодня делятся на три категории: работающие по найму, индивидуальные предприниматели, представители «серого» и «черного» бизнеса, - объясняет Сергей Сапронов. - При этом делается все возможное, чтобы «серых» водителей становилось больше, чтобы они выходили из правового поля.

По словам активистов, сейчас в нашей стране работать «в белую» дальнобойщикам практически невозможно. Кто-то зарплату скрывает, кто-то от налогов уклоняется, кто-то покупает ворованную солярку, кто-то торгует запчастями непонятного происхождения и так далее. Потому они имеют возможность демпинговать - они же тратят меньше. В результате издержки добросовестного перевозчика оказываются выше его возможной выручки, по-честному работать просто не получается. Единственный путь из «черного» сектора – в нанятые водители.

А расходы у перевозчиков - они очень большие, как и их автомобили.

1. Только за диспетчерские услуги приходится отдавать до 10 %. Если выезд дальний, то к этой «минималке» прибавляется плата за километраж.

2. Через каждые 50 тысяч километров пробега нужно проходить сервисный техосмотр. Он стоит от 50 до 100 тысяч рублей.

3. Топливо: на 100 километров тратится 30 литров топлива, а это около тысячи рублей.

4. Форс-мажоры. В дороге случаются поломки, если порвать колесо, то новое будет стоить 32 тысячи рублей.

И это мы еще не дошли до контролирующих органов!

ВЕСОВОЙ КОНТРОЛЬ

Для гаишника проверить документы дальнобойщика - милое дело. Это у обычного водителя их всего три, а у шофера большегрузной фуры - тридцать три.

Но и требования закона - тоже совсем не все. Есть моменты, где и они - не самое страшное. Например, автоматические пункты весогабаритного контроля.

Дело в том, что они нередко установлены на участках с плохим дорожным покрытием, где присутствует колейность. Машину качнет, и прибор покажет совсем другие цифры. В результате при фактическом отсутствии нарушения грузоперевозчик получит наказание.

Фура (полуприцеп) - это не жесткая «коробка», а натянутый тент, он же подвижен. Автоматическая фиксация может «увидеть» перебор там, где тент пошел волной из-за парусности. И получите штраф!

А дальше штрафстоянка. И при эвакуации машины на нее не определяется ответственное лицо за груз, а он может быть очень дорогим. Из чьего кармана вычитать деньги в случае недостачи? Что с этим делать?

ПИСЬМО В МИНИСТЕРСТВО

Движение автомобилистов «12ТОНН» подготовило письмо в адрес Минтранса с конкретными предложениями по улучшению работы системы весогабаритного контроля транспортных средств. И по поводу изменений в законодательство, которые коснутся оборудования и допусков для пунктов весогабаритного контроля. И по поводу снижения штрафов. И по поводу уточнения порядка задержания транспортного средства в случае нарушения весогабаритных параметров.

Цели «дальнобоев» - не выкроить себе какие-то лазейки, а способствовать превращению рынка грузоперевозок в цивилизованный, рентабельный и прозрачный. Вот для этого они и хотят объединиться в крепкое профессиональное сообщество.

Весогабаритный контроль - это не единственный момент, при котором возникают сложности правового характера. Деятельность грузоперевозчиков настолько сильно регламентирована, что им часто требуется юридическая поддержка.

Председатель столичной коллегии адвокатов Алексей Курганов рассказал о намерении организовать «Скорую адвокатскую помощь» в том числе и для профессионального сообщества грузоперевозчиков.

- Дальнобойщики нуждаются в нашей поддержке. Они колесят по стране, сталкиваясь с огромным количеством проблем. Важно, если они будут знать, что им есть куда обратиться за поддержкой, - говорит адвокат.

СПРАВКА

Движение «12ТОНН» – это объединение автомобилистов, водителей фур, представителей отрасли грузоперевозок. Ассоциация «Грузавтотранс» основана в 2011 году, она объединяет на добровольной основе автотранспортные организации и предприятия с общим автопарком порядка 10 000 транспортных средств.

Комсомольская правда