02.12.05

Cоздание в Нижнем Новгороде крупного логистического центра

Губернатор Валерий Шанцев реанимирует идею своего предшественника по созданию в Нижнем крупного логистического центра. Чиновники хотят увеличить нагрузку на местный аэропорт за счет строительства на прилегающих к нему землях грузового терминала и создания небольшой авиакомпании. Но в Минтрансе говорят, что намерены сокращать число мелких авиаперевозчиков. ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород" (МАНН) создан в 2002 г. на базе активов обанкротившегося ФГУП "МАНН". 94,5% акций компании находятся в собственности правительства Нижегородской области, 5,5% - ФГУП "МАНН". Сейчас аэропорт обслуживает рейсы авиакомпаний "Сибирь", Utair, "Волга-Днепр", Lufthansa, "Татарстан", "Армавиа".

По данным правительства области, выручка аэропорта за девять месяцев 2005 г. составила 63,2 млн руб., в том числе 48,5 млн руб. - от авиационной деятельности, 14,7 млн руб. - от непрофильной деятельности. В 2005 г. выручка аэропорта ожидается в размере 80 млн руб. В 2005 г. ожидаемый пассажиропоток составит 162 000 человек, грузопоток - 629 т. По данным НЦНЭ, в Нижегородской области около 523 726 кв. м складских площадей, из них примерно 70% находятся в областном центре. По итогам 2004 г. объем грузоперевозок в Нижегородской области составляет 72 млн т, из них на железнодорожный транспорт приходится 20-22%, автотранспорт - 75-78%, водный - 1%. Самолетами было перевезено только 500 т. В рамках концепции развития нижегородского аэропорта под грузовой терминал власти намерены выделить участок в 200 га земли, прилегающей к аэродрому. Это сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь вице-губернатора Нижегородской области Николай Макарсков. По его словам, ориентировочная стоимость 1 га этого участка составляет $1 млн, а конкурс среди инвесторов-застройщиков планируется провести в начале 2006 г. Сейчас, по словам Макарскова, идет работа по определению собственников участка, затем участок будет выкуплен областным правительством.

Пока на месте будущего терминала находятся дачные участки, часть земель пустует, часть принадлежит различным предприятиям. По словам одного из сотрудников правительства, строительством терминала интересуются московские компании, представители которых уже приезжали осматривать эти земли на предмет возможности подведения к участку железнодорожной ветки и его близости к реке. Чтобы обеспечить загрузку терминала, власти намерены увеличить пассажирские и грузовые авиаперевозки через Нижний. Для этого решено создать авиакомпанию и удлинить взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать крупные транспортные самолеты. Как рассказал вице-губернатор Виктор Клочай, средства на удлинение полосы областное правительство уже попросило у федерального центра. На каких условиях и за счет чего будет создаваться авиакомпания, официально не сообщается. Но согласно планам чиновников у новой авиакомпании будет три самолета Ту-154 вместимостью 152 человека каждый, три 30-местных самолета Embraer-120 и два 50-местных Embraer-145. К 2009 г., согласно заявленным планам, аэропорт Нижнего должен обслуживать до 1,5 млн человек в год, а грузопоток составит 5500 т. В пресс-службе Минтранса РФ по поводу планов нижегородских властей заявили, что "политика министерства направлена на сокращение мелких авиакомпаний, имеющих в своем парке лишь несколько машин". О намерении создать крупный логистический центр местные власти заявляли еще в 2002 г., когда областное правительство под председательством тогдашнего губернатора Геннадия Ходырева объявило об учреждении местной авиакомпании "Волга-Авиа" на паритетных условиях с ОАО "Ростовский авиазавод".

Но из-за проблем с авиаперевозками идея логистического центра тогда не нашла отклика у инвесторов. У "Волга-Авиа" было четыре самолета - два Ан-24 и два Ту-134, однако она, как мелкий авиаперевозчик, так и не получила свидетельства эксплуатанта. Как сообщила "Ведомостям" заместитель директора "Волга-Авиа" Марина Вайдонова, сейчас авиакомпания занимается техническим обслуживанием самолетов других авиакомпаний и сдает в аренду свои самолеты. Аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев напоминает, что конкурирующих проектов крупных транспортных узлов много и они существуют не первый год. Такие замыслы есть у Самары, Ульяновска, Воронежа. А директор Нижегородского центра научной экспертизы (НЦНЭ) Татьяна Романчева добавляет, что бум строительства складов приходится на Москву и предприятиям других городов проще привезти товар с московских складов автотранспортом. Региональный представитель Русской логистической службы (РЛС) в Нижнем Новгороде Артур Радзюль считает, что, пока через аэропорт не будет проходить большое количество рейсов, в строительстве грузового терминала смысла нет. "Лучше расширить железнодорожный контейнерный терминал в Косторихе, - говорит Радзюль. - По железной дороге проходит гораздо больше грузов, а грузовые авиаперевозки развиты слабо".

Ведомости