13.10.08

Что везем

Странным было бы вдруг обнаружить, что из страны в страну что-то постоянно везут. А как иначе? Это только в стародавние времена кто-то мог обходиться натуральным хозяйством. Теперь все по-другому. И от этого "другого" во многом зависит рост могущества того или иного государства.

Взять, к примеру, Китай, который по некоторым статистическим данным в настоящее время занимает первое место в мире по производству более чем 100 товаров и как следствие, на протяжении нескольких лет остается крупнейшим в мире экспортером трудоемких видов продукции - текстиля, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и так далее. В последние годы Поднебесная вышла в передовики по экспорту мобильных телефонов, СD-плейеров, мониторов, кондиционеров, контейнеров, оптических элементов, электроинструментов и бытовых электроприборов. Причем, дешевизна китайской продукции сделала то, чего многие добиваются вложением в свои бренды сумасшедших денег. Дошло до того, что при условии необходимости импортировать потребительские товары из других стран вместо КНР, граждане США еще в 90-х ежегодно должны были дополнительно расходовать 14 миллиардов долларов.

Однако, всему этому предшествовал рост внутреннего китайского производства. Не всегда, правда, выпускающему качественный продукт, но зато честно такому факту признающемуся. Интересно заметить, что честно заявить - "Этот продукт не сильно качественный", могут далеко не все производители. А китайцы могут и не стесняются этого. Конечно, был ряд инцидентов, после которых за китайскими купцами закрепилась слава обманщиков и аферистов, но об этом можно вспомнить только ради подтверждения того факта, что значительную часть негатива товарам создают перекупщики. Так еще где-то в 1876 году, описывая один из способов подделки чая китайцами, иностранные купцы писали: "Мелкие торговцы собирают через слуг ресторанов и зажиточных домов спитый чай, мешают с листьями растения, похожего на чай, высыпают пыль и остатки настоящего чая и прибавляют для запаха несколько душистых цветов". Но, справедливости ради нужно отметить, что таким образом китайская "нечистоплотность" сильно преувеличивалась, так как поддельный чай всегда продавался по очень низкой цене. А китайцы и не скрывали подделки. Зато иностранцы, желая "навариться" на дешевизне, попадали впросак. В то же время русские купцы не разубеждались, что хорошие китайские торговые дома отличались своей честностью и порядочностью.

Эта давняя истории хорошо объясняет многие нынешние принципы торговли. Хочешь качества - обращайся в серьезные фирмы, хочешь "быстрых" и не всегда честных денег - иди к мелкому частнику. Однако, при этом основной тон всех завываний о браке и отсутствии качества как раз и приходится на тех, кто работал с "челноками". Но "челночная" торговля постепенно видоизменяется, а стереотипы пока еще остаются. Не зря еще в 1994 году правительство КНР предприняло попытку остановить «челночный» бизнес из России, обосновывая это решение тем, что «челноки» наносят вред репутации Китая, так как закупают в основном дешевые товары низкого качества. Производство из вторсырья в Китае развито очень хорошо. На первый взгляд покупатель небольшого опта получает продукцию хорошего качества. Если ему удастся её быстро спихнуть, то все нормально. Если же такой перепродавец возьмет на себя обязательство гарантировать её «высокое» качество – он, что называется, попал на деньги. С другой стороны, если небольшой оптовик работает с крупным, авторитетным поставщиком, то опасаться можно меньше. Крупные заводы не занимаются «разводами», а предпочитают работать в рамках нормальных партнерских отношений.

Теперь хороший товар в Россию поступает лишь через систему госзаказов, а всё, что везут перекупщики, не выдерживает никакой критики. И все же, частные китайские предприятия остаются главными силами торговли с Россией. Хотя везут из Китая не только ширпотреб. Вырос экспорт в Россию продукции машиностроительной и электротехнической промышленности. По-прежнему среди традиционных экспортных товаров массового потребления — текстиль, товары для туризма, целлюлоза, синтетический каучук, стальной прокат. Примечательно, что в последнее время появляется спрос со стороны компаний добывающих отраслей, которые везут для себя оборудование, а также отечественных производителей, чьи производственные мощности расположены в Китае, а рынок сбыта, например, в России. Как показала практика, выгоднее возить строительные материалы и оборудование, чем одежду, обувь и бытовую технику, с которыми возникает больше проблем при растаможивании. Но существуют группы товаров, которые можно возить еще в большем объеме. Это различного рода сырье, в том числе рыба и морепродукты, продукция органической химии, с которыми не возникает особых проблем при перевозке.

Однако, теневой бизнес до сих пор остается бизнесом, то есть, от него пока не удается избавиться. По данным статистики Китая, незаконный товарооборот с Россией составляет 1 миллиард долларов в год. В Россию без документов везут игрушки, посуду, ширпотреб, продукты. Везут и мясо, правда, не очень большими партиями, но часто и откровенно контрабандными способами. Белые грибы тоже из Китая везут. Но, по словам дегустаторов, к качеству претензий нет, грибы пахнут мощно и правильно. По этому поводу давно ходит анекдот с бородой: "Говорят, что скоро из Китая будут везти рассол". В связи с этим к российским гражданам в начале года обратился главный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который попросил не их не везти в Россию энтеровирусы.

Челноки же в основном перестали ездить за границу, а начали закупать товары в России на оптовых базах фирм-импортеров. Поэтому мнение о том, что мелкооптовая торговля, как один из символов 1990-х, ушла в прошлое, ошибочно. Напротив, челночный бизнес стал "фирменным". Появились оптовики, которые, пользуясь прорехами в законодательстве и уклоняясь от уплаты таможенных платежей, делают небольшими наценки на привозимые товары. Поэтому торговцы, которые закупают у них продукцию, все равно получают ощутимую прибыль. О том, что такие товары идут в обход таможни, свидетельствует статистика, а точнее, расхождения между данными, которые приводит российская сторона и страны-импортеры. Например, объем поставок из Китая оценивается Россией в 1,2 миллиарда долларов, в то время как китайские статистики приводят цифру в 6 миллиардов.

Оценивать русский малый бизнес в Китае, собственно говоря, пока не приходится. Как такового, его там нет, хотя русские едут в Китай. Это огромное количество мелких и средних торговцев, которые приезжают в Харбин и в Пекин, где есть специальный рынок, где покупается тряпье, перепродаваемое затем в России. Следовательно, более высокий, средний уровень бизнеса, практически отсутствует, потому что импортные поставки в основном осуществляют сами китайцы. Дело в том, что у них налажена схема, так сказать, подставных фирм и предприятий в России, то есть это российские физические лица, которыми владеют китайцы. В свете этого некоторые эксперты склонны подозревать формирование в России коррупционного прокитайского лобби, действующего в ущерб интересам России.

Памятными в связи с этим остаются деликатные отказы российских чиновников строительству на территории России сборочных заводов китайских автомобильных фирм. Чем такие заводы отличаются от стиральной машинки, которую привозят домой из магазина, устанавливают и показывают, как пользоваться? Фактически ни чем. Оправдать себя с точки зрения валютной отдачи этот завод в принципе сможет, лишь выпуская продукцию на экспорт. Но не для того китайцы стремились строить сборочные заводы, чтобы растить себе конкурентов. Следовательно, выводы тут однозначные – нет новых технологий, нет и заводов.

Ну, а что в основном везут из России? Здесь все традиционно, по старинке - деньги и природные ресурсы. Однако, сложившаяся товарная структура торговли весьма уязвима от колебаний цен на основные товары. В этих условиях снижение цен на углеводороды становится серьезным препятствием на пути развития двусторонней торговли. Конечно, потребность Китая в импорте энергоресурсов в перспективе будет сохраняться. Однако кто сказал, что Поднебесная не будет стремиться диверсифицировать их поставки? Будет. Мало того, уже предпринимает для этого реальные шаги, с той же Туркменией. На этом основании основной задачей на китайском направлении является активизация работы по продвижению российских машин и оборудования.

Например, не секрет, что российские приборостроители в настоящее время стремятся увеличить объем экспорта. Среди многих производственников, можно отметить новосибирское предприятие «Экран-оптические системы», продукцию которого гораздо лучше знают в странах ближнего и дальнего зарубежья, чем в России. Электронно-оптические преобразователи (ЭОП) поколения «2 +», выпускаемые заводом,-один из главных узлов, которым комплектуют приборы ночного видения, бинокли, прицелы и другую аналогичную технику военного и гражданского назначения. Емкость российского рынка по этой номенклатуре мала, суммарная же потребность европейского, азиатского и американского рынков оценивается в сотни миллионов долларов в год. Без сомнения, российский рынок также начнет когда-то расти, однако пока научный потенциал новосибирских разработчиков в большей степени работает на зарубежного потребителя. На экспорт уходит до 70% выпуска. Приборы продаются в Белоруссии, на Украине, в США, Германии, Италии, Швеции, Франции и Китае.

Есть еще довольно экзотичный вид взаимодействия. В Китае сейчас развернуто много всевозможных производств. Они там все с иголочки, причем куплены в Германии, Франции, Великобритании, очень много из Америки. И вот здесь у китайцев существует достаточно большой интерес к России. Они четко понимают, что даже самая передовая технология с очень современным оборудованием больше там пяти-шести лет не живет. А дальше что? Опять идти и брать большие кредиты? Но разве позволительны такие мысли в период разгула мирового финансового кризиса? Нет. Так вот здесь они вполне могли бы найти взаимопонимание с Россией для поддержания устойчивой работы этого сегмента промышленности.

Таким образом, важнее не соревноваться в том, где определенно проиграешь, а пытаться играть на знакомом поле. И хотя, благодаря предыдущим годам оно для России съежилось по примеру шагреневой кожи, все же, еще остается что-то, из чего можно извлечь выгоду. Будь то машиностроение, либо ставший знаковым для России проект ГЛОНАСС, освоить выпуск приемников для которого Китаю, очевидно, будет не сложно.

ChinaPRO ; 13.10.08