Что ждет россиянина, отправляющегося в Беларусь на своем авто?
Деньги на дороге.
Шоссе Брест - Москва. Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь на трассу М1, это простор и... пустота. На дороге практически нет машин. Позже мне объяснили, что в середине недели (а дело было в среду) такое случается. Самый большой наплыв транспорта, особенно дальнобойщиков, наблюдается здесь перед выходными и праздничными днями или после них.
Если подъезжать к границе с белорусской стороны, то уже в деревне Редьки вас встречает плакат: "Внимание! Платная дорога". К пункту взимания дорожных сборов шоссе расширяется до восьми полос (по четыре в каждом направлении), и вы упираетесь в шлагбаум. Если вы гражданин Беларуси и ваш автомобиль не выше 2 метров 10 сантиметров, вы без всяческих задержек продолжаете путь дальше. Россиянину придется заплатить 14 российских рублей. Принимаются здесь и кредитки, но в этом случае нужно внимательно следить за рекламными щитами, указывающими, к какой из кабинок нужно подъехать обладателю той или иной карточки.
...Валерий Томкович, затративший на прохождение границы не более двух минут, в Рязанскую область попал по распределению еще в конце 70-х. Сейчас он гражданин России, работает лесничим в деревне Назаровка, а в Минскую область вместе с сыном Денисом ездил навестить родственников.
- Раз в год я обязательно бываю у родителей в деревне Герки Вилейского района, - рассказывает Валерий, - и в Беларуси чувствую себя прекрасно. Мне приятно, что ваши сотрудники ГАИ не охотятся за автолюбителями с иностранными номерами... Что же касается оплаты за проезд, то меня лично это не раздражает. Я не чувствую себя ущемленным и считаю, что за хорошие дороги не грех и заплатить.
Работа на пункте взимания дорожных сборов "Редьки" отлажена как часы, но трудиться здесь далеко не сахар. Все 12 часов вахты в любую погоду и в любое время суток нужно быть предельно внимательным и тактичным, ведь дело приходится иметь не только с деньгами, но и с людьми.
- Водители собственных авто, как правило, неохотно расстаются со своими сбережениями, - делится со мной наблюдениями исполняющий обязанности начальника отдела Валерий Алейников. - С дальнобойщиками проще - они к платным дорогам привыкли и рассчитываются дисциплинированно, а вот частники и предприниматели порой и обругать могут...
Инспектора пункта шутят, что благодарят их, как правило, устно, а вот жалуются письменно. В книге замечаний и предложений уже появились две записи от особо "горячих" клиентов. Но, рассмотрев их, минское начальство пришло к выводу, что подчиненные действовали верно, не нарушая никаких инструкций.
- Водитель нецензурно выражался? - возмущается Денис Алексеенко, инспектор спецвзвода батальона ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома, обеспечивающего порядок и безопасность движения на белорусской "половине" трехкилометрового погранперехода. - Он бы у меня живо на 15 суток загремел в Дубровенский РОВД.
Более чем за семь лет службы старший лейтенант и его коллеги конфисковали контрабандных сигарет, водки и бензина на миллионы рублей. Приходилось и наркотики изымать, и угнанные автомобили останавливать.
- Тут российские коллеги с нами связывались, у них есть вопросы, - говорит старший лейтенант Алексеенко, - хотите подъедем вместе?
Российские приграничные коммуникации впечатляют своей основательностью. Просторное помещение, где несут службу бойцы ДПС, оборудовано компьютером, овчарка в вольере, а у ограды - частично замаскированная БМП. Корреспонденту "СОЮЗа" посоветовали: "Поезжайте лучше к таможенникам, они вам больше расскажут".
- В условиях Таможенного союза для граждан наших государств нет проблем с пересечением российской границы, - говорит заместитель начальника отдела таможенного оформления и контроля "Красное" Петр Марфель. - В отличие от белорусской стороны у нас даже платить за дорогу не надо. Единственное, что помимо документов на автомобиль должен иметь владелец белорусского транспортного средства, так это страховку или, по желанию, удостоверение временного ввоза.
Со стороны Редьков к российском посту подъезжает шикарный "Мерседес" с белорусскими номерами. Медленно опускается тонированное стекло, и молодой человек протягивает инспектору документы.
- Автомобиль принадлежит вам?
- Отцу.
- А доверенность у вас есть?
- У меня все есть, - отвечает мужчина, всем своим видом показывая, что пограничные формальности ему порядком поднадоели.
- Скажите, - вмешиваюсь я, - испытываете ли вы какие-нибудь неудобства при пересечении границы?
- Нет, - отрезает мой собеседник, поднимает стекло и жмет на газ.
Хотя, как выяснилось, вопросы все-таки возникают и связаны они в основном со страхованием. Вот что по этому поводу думает водитель "Ниссана-Альмера" Алексей Залетов:
- Я живу в Тюменской области и частенько езжу в гости к родственникам в Беларусь. Я понимаю, что страховка - это необходимость, но ведь дорого чересчур! И почему минимальный срок 15 дней? Может быть, мне и пяти хватит?
К примеру, белорусу, чтобы выехать на полмесяца в Россию на автомобиле с мощностью двигателя 1,8, потребуется заплатить за страховку от 277 до 515 российских рублей. А вот "обратный вариант" обойдется в 17 евро плюс еще 500 - 600 российских рублей. "Чем грозит отсутствие полиса?" - спросите вы. Оставляя на каждом посту ГИБДД по 500 рублей в качестве "откупных", можно очень быстро остаться вообще без наличности. В Беларуси в подобной ситуации российскому водителю придется заплатить 200 долларов штрафа. Правда, после этого страховку он все же получит.
С военным кадровиком Олегом Сенькевичем (часть, в которой он служит, базируется в Чите) мы разговорились уже на белорусской территории. Причем минут за 10 до этого я заметил, как его "Тойоту" "развернули" на пункте взимания дорожных сборов.
- Сам виноват, - устало объясняет Олег, отмахавший уже более 7 тысяч километров, - совсем забыл про страховку. Но ничего: вернулся, оформил документы прямо на границе и теперь без проблем могу ехать дальше, в Брестскую область к родителям.
- А что по поводу цен скажете?
- Дороговато, конечно, но, к счастью, зарплата позволяет отдать за 2 месяца 1150 российских рублей.
Российская газета; 04.07.05