Что ждет логистический рынок в новом году?
По оценке исследовательского агентства M.A.Research, в 2019 году темпы роста рынка транспортно-логистических услуг не превысят 3,3%. Причин для такого замедления много: рост ставки НДС, нестабильные курсы валют, постоянно растущие цены на топливо и т.д. Но какие прогнозы у экспертов на этот счет? Своим профессиональным мнением о развитии автоперевозок в нынешнем году поделился директор по развитию бизнеса FM Logistic Владимир Серебряков.
1. Как будет меняться логистический бизнес в России в новом 2019 году? Какие ключевые факторы будут определять его развитие?
- Логистический рынок будет определяться , в числе прочего, следующими факторами:
- невысокие темпы роста экономики (1-1,5%);
- опережающий рост затрат на оплату труда персонала, топливо, запасные части для импортного оборудования;
- дальнейшее усиление конкуренции на потребительских рынках;
- дальнейший рост доли электронной коммерции.
Под влиянием этих факторов можно ожидать следующих процессов:
- будет происходить дальнейшая консолидация рынка, уход отдельных игроков, рост слияний-поглощений;
- произойдет дальнейшее усиление ценовой конкуренции, особенно в стандартизованных сегментах, таких, как магистральные FTL перевозки;
- основным источником роста станут логистические решения для электронной торговли и омниканальных игроков.
2. Возможно ли увеличение цен на логистические услуги в России в 2019 г.? Если да, то на сколько?
Увеличение цен вызывают общая инфляционная нагрузка и опережающий инфляцию рост отдельных статей расходов логистических компаний. Принимая во внимание низкую маржинальность в логистике, у логистических компаний фактически нет резервов для компенсации инфляционных факторов. Поэтому рост цен на логистические услуги объективно неизбежен. Безусловно, этот процесс будет весьма болезненным, учитывая общее состояние экономики и отсутствие драйверов роста продаж у торговых и производящих компаний - основных клиентов для логистов. Можно ожидать 4-5% роста на стандартные услуги и 8-12% роста на отдельные, наиболее подверженные влиянию негативных факторов услуги.
3. Из-за чего логистические услуги в России могут подорожать? Какие элементы себестоимости логистических услуг и почему могут вырасти в цене?
Основными элементами, влияющими на себестоимость логистических услуг являются заработная плата операционного персонала, стоимость дизельного топлива, запасные части и обслуживание машин и механизмов, значительную долю составляет амортизация основных средств, расходы на содержание зданий и сооружений, коммунальные платежи. Практически все перечисленные компоненты затрат испытывают на себе инфляционное давление, некторые - как например заработная плата квалифицированного операционного персонала - показывают рост, значительно превышающий официальный показатель ИПЦ. Существуют также валютная составляющая , которую необходимо учитывать для грузоаодьемных механизмов, подвижного состава, запасных частей, все эти факторы объективно приводят к повышению цен на логистические услуги.
4. Как возможное увеличение цен повлияет на логистический рынок? Будут ли готовы потребители платить? Сократятся ли из-за повышения цен общие объемы логистического рынка, какие еще возможны изменения рынка из-за повышения цен?
Повышение цен - неизбежный, но крайне болезненный процесс. Его болезненность обусловлена растущей ценовой конкуренцией практически на всех рынках. В данных условиях производственные и торговые компании будут стремиться переложить инфляционное давление целиком на самих логистов. Но, учитывая низкую маржинальность логистичексих услуг, увеличение цен выглядит неизбежным. Логистический рынок в физическом выражении при этом не изменится, его размеры определяются макроэкономическими показателями.
5. Какие ключевые элементы сейчас определяет экономику логистических компаний в России, как возможный рост цен будет изменять экономику логистического бизнеса, приведет ли это к снижению доходности и рентабельности логистических компаний?
Рентабельность логистических компаний в России крайне невысока, в целом она находится на уровне ниже 10%. Для отдельных услуг, таких как магистральные перевозки, рентабельность может быть значительно ниже. Дальнейшее снижение рентабельности практически невозможно, это будет означать сворачивание бизнеса и уход с рынка. Поэтому у логистических компаний объективно нет иного выхода, кроме как включить дополнительные издержки в стоимость услуг.
VCH.RU