06.09.21

Чекунков: Сотрудничать с Россией на Дальнем Востоке готовы десятки стран

Во Владивостоке начал работу шестой Восточный экономический форум. Как изменилось за годы его проведения отношение отечественных и зарубежных инвесторов к Дальнему Востоку России? Какие темы будут в фокусе внимания участников ВЭФ? На эти и другие вопросы отвечает министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Российская газета: Владивосток в очередной раз принимает Восточный экономический форум. Как изменился статус этого мероприятия за годы, прошедшие с первого ВЭФа?

Алексей Чекунков: ВЭФ стал крупнейшей площадкой для привлечения инвестиций на Дальний Восток. В первом форуме в 2015 году приняли участие 1,8 тысячи гостей из 32 стран, было подписано 80 соглашений на 1,3 триллиона рублей. В 2019-м численность участников возросла более чем в 3,3 раза, почти в два раза расширилась география. Было подписано 270 соглашений на 3,4 триллиона.

В прошлом году форум не удалось провести из-за пандемии, но уже в сентябре этого года мы намерены вернуть прежнюю динамику деловой жизни.

РГ: Как сказалось проведение форума на положении России, в том числе российского Дальнего Востока, в мировых экономических отношениях?

АЧ: ВЭФ вносит значительный вклад в привлечение новых инвестиций - как российских, так и зарубежных. Многие из подписанных на предыдущих форумах соглашения уже реализованы: построены и работают десятки крупных промышленных предприятий, агрокомплексов, инфраструктурных объектов. Задел предыдущих лет помог экономике Дальнего Востока устоять в пандемию. Продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов в различных отраслях, стартовали новые. В том числе такие масштабные, как, например, разработка Баимской рудной зоны на Чукотке или Озерного месторождения в Бурятии. Количество проектов, реализуемых на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, возросло до 2,6 тысячи. Уже создано более 65 тысяч рабочих мест.

РГ: Перед Дальним Востоком давно поставлена задача интегрироваться в экономику стран АТР. Как вы оцениваете выполнение этой задачи? И как повлияла пандемия коронавируса на ее выполнение?

АЧ: Пандемия серьезно перекроила экономическую ситуацию во всем мире. И сегодня стало еще более очевидным, что без международной кооперации и сотрудничества темпы развития экономики снижаются. При этом действующие сегодня на Дальнем Востоке преференциальные режимы к такому сотрудничеству крайне располагают. Они конкурентоспособны по сравнению с азиатскими аналогами и постоянно усовершенствуются.

Закрытие сухопутных границ с Китаем сказалось на приграничной торговле и приграничном сельском хозяйстве. Ряд проектов международного сотрудничества был приостановлен. Однако даже в этих условиях снижение объемов экспорта на Дальнем Востоке - и это с учетом падения в 2020 году цен на основные экспортные товары - не превысило 16,5 процента, тогда как российский экспорт в целом сократился более чем на треть.

Пандемия не остановила важные трансграничные инфраструктурные проекты. Достроены автомобильный мост в Приамурье и железнодорожный - в ЕАО, которые свяжут Россию и КНР

Важно, что пандемия не остановила ряд важных трансграничных инфраструктурных проектов. Так, в частности, были достроены автомобильный мост в Амурской области и железнодорожный мост в Еврейской автономии, которые свяжут Россию и КНР. Запуск движения по этим направлениям позволит ускорить интеграцию экономики Дальнего Востока в глобальные производственные цепочки.

РГ: Как, на ваш взгляд, изменилось отношение к Дальнему Востоку России в других странах? Какие государства инвестируют в ДФО больше, какие меньше? Приходят ли в регион инвестиции из стран, которые прежде не реализовывали свои проекты здесь?

АЧ: На Дальнем Востоке и в Арктике уже инвестируют 18 стран мира - Китай, Япония, Индия, Республика Корея, Австралия, Вьетнам и другие. Более 100 иностранных компаний реализуют проекты объемом 247 миллиардов рублей. В их числе и большие инфраструктурные стройки.

Ряд крупных проектов развивают в Приморском крае корейские инвесторы. Создаются новые предприятия в сфере промышленности, сельского хозяйства, логистики и гостиничного бизнеса. Японские инвесторы принимают участие в реализации некоторых инвестиционных проектов на территориях опережающего развития и свободного порта. В прошлом году при участии японских компаний заключен крупный экспортный контракт на поставку метанола.

Обсуждается участие партнеров из АТР и Европы в совместных проектах в таких перспективных областях, как наука, энергетика, экология, сельское хозяйство, информационные технологии и туризм, научно-технологическое сотрудничество. Недавно Дальний Восток посетила французская бизнес-миссия. Представители компаний побывали на предприятиях и ознакомились с перспективными проектами на территории Приморского края, Сахалинской области, Камчатского края. Растущий интерес к проектам в области "зеленой" энергетики на Дальнем Востоке и в Арктической зоне России проявляет австралийский бизнес.

Совершенно очевидно, что возникшая из-за пандемии пауза во внешнеторговых и инвестиционных операциях явно не отражает огромный потенциал для интенсивного развития экономического партнерства.

РГ: В рамках деловой программы форума рассматриваются тенденции экономического, технологического и социального развития ДФО. Как это способствует повышению качества жизни на Дальнем Востоке?

АЧ: Мы планируем обсудить на форуме не только вызовы, с которыми столкнулся Дальний Восток во время пандемии, но и возможности, что открываются в связи с переменами, коснувшимися фундаментальных основ жизни. Например, в энергетике происходит переход от ископаемого топлива, углеводородов к чистой электрической энергии. Экология становится большим бизнесом, новой отраслью экономики.

Пандемия стимулировала прорыв в биотехнологиях и медицине. Изменились технологии коммуникаций между людьми - живое общение замещается социальными сетями и телеконференциями. Произошел резкий скачок в развитии телекоммуникационных технологий. В каждой из этих сфер у Дальнего Востока огромный, но пока нераскрытый потенциал.

На карте мира мы самая большая зеленая территория в мире. Дальний Восток может стать одним из главных производителей карбоновых кредитов в мире. Регион в состоянии производить огромное количество чистой энергии, источниками которой являются дальневосточные реки, солнце и ветер. При этом, как ни парадоксально, новая экономика чистой энергии требует большого объема базовых ресурсов. Вся таблица Менделеева нужна, чтобы производить современные механизмы. И именно на Дальнем Востоке много востребованных новой экономикой запасов полезных ископаемых.

Что же касается качества жизни, то Дальний Восток - одно из самых экологичных и красивых мест, созданных для жизни в гармонии с природой. Это преимущество в современном мире имеет самостоятельную ценность, так как с развитием технологий у людей появилась возможность встраиваться в глобальную экономику без необходимости смены места жительства.

Видим нашу приоритетную задачу в том, чтобы создать максимальный социальный комфорт в каждом регионе Дальнего Востока. Продолжается реализация масштабной программы социального развития центров экономического роста. За три года более 100 миллиардов рублей вложено в строительство и модернизацию 1,5 тысячи объектов социальной сферы - поликлиник, школ, детских садов, других объектов городской социальной инфраструктуры. Правительство выделило значительные средства на субсидирование авиаперевозок, социальные выплаты, реализуется комплекс мер, направленных на повышение качества жизни дальневосточников.

Резидентами АЗРФ стали более 140 предприятий с проектами общим объемом свыше 250 миллиардов рублей. Создается 7,2 тысячи рабочих мест

Работаем над выравниваем сложившихся за долгие годы бюджетных деформаций для того, чтобы привлечь в развитие региона дополнительные ресурсы, включить необходимые мероприятия в госпрограммы всех отраслевых органов исполнительной власти. Одновременно внедряем новые механизмы, которые позволят нам использовать бюджетные средства как рычаг для привлечения частных инвестиций в создание инфраструктуры - в том числе социальной. Речь идет о концессионных механизмах, которые мы планируем задействовать при реализации проектов в рамках программы "Дальневосточная и арктическая концессии" общим объемом до 500 миллиардов рублей.

Активно занимаемся с молодежью. Совместно с ведущими российскими вузами будем работать над тем, чтобы у дальневосточников появилась возможность получить диплом по месту жительства. В сентябре запускаем специальную программу подготовки кадров для системы управления. Мы называем ее будущих участников "управленческим спецназом" - исходя из того, что ребятам предстоит пройти множество сложных испытаний, чтобы стать частью команды по ускоренному развитию Дальнего Востока.

РГ: Как реформирование институтов, созданных для развития Дальнего Востока, скажется на управлении социально-экономическими процессами в ДФО?

АЧ: Система взаимодействия становится более эффективной. Сегодня Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) является единым институтом развития, выступая связующим партнером между государством и инвестором, обеспечивая комплексное сопровождение резидентов созданных на Дальнем Востоке и в Арктике преференциальных режимов, обеспечивая широкий круг сервисов: от предоставления налоговых льгот и привлечения финансирования до строительства инфраструктуры и административной поддержки.

РГ: В ведении министерства, которое вы возглавляете, и Дальний Восток, и Арктика. Что общего в управленческой стратегии в отношении Дальнего Востока и Арктики? В чем различие подходов к развитию этих территорий? Можно ли найти баланс между сохранением хрупкой природы АЗРФ и задачами экономического развития этой зоны?

АЧ: Обеспечение такого баланса - наша приоритетная задача. Особенно на фоне глобальных изменений климата. Климатическая повестка, охрана окружающей среды, использование возобновляемой энергии с целью снижения выбросов парниковых газов, сбалансированное развитие - эти темы прозвучат на ВЭФ. Они же являются ключевыми в ходе мероприятий, запланированных в рамках председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах. Мы заинтересованы в сохранении Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного сотрудничества. Будем активно искать новые решения, основанные на применении высоких технологий, международной кооперации. В частности, при развитии Северного морского пути, реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне.

Сегодня российская Арктика - самая большая в мире льготная экономическая зона площадью более пяти миллионов квадратных километров, в которой для инвесторов предусмотрены льготы по НДПИ, налогу на прибыль, страховым взносам, региональным и местным налогам - как для крупных проектов, в том числе в сфере производства СПГ и газохимии, так и для малого и среднего бизнеса. Создан мощный магнит для бизнеса - усовершенствованная и учитывающая дальневосточный опыт система преференций, стимулирующая предпринимательскую активность.

Эти меры уже получили хороший отклик у бизнеса. Резидентами АЗРФ стали более 140 предприятий, реализующих проекты общим объемом свыше 250 миллиардов рублей. Создается 7,2 тысячи рабочих мест. Еще восемь проектов на 95 миллиардов рублей зарегистрированы на территории опережающего развития "Столица Арктики".

Государство компенсирует крупным инвестиционным проектам затраты на строительство инфраструктуры. Этот механизм поддержки позволит реализовать ряд проектов в сфере добычи полезных ископаемых, портовой инфраструктуры, логистики, аквакультуры. Общий объем инвестиций в новые проекты, которым обеспечена государственная поддержка, превысит 200 миллиардов рублей. Их реализация даст не только рабочие места и социально-экономические эффекты для арктических регионов, но и дополнительный грузовой поток для Северного морского пути. К слову, развитие перевозок по этому маршруту имеет важный экологический аспект. В среднем перевозка одного миллиарда тонн грузов по маршруту Шанхай - Роттердам (10,5 тысячи морских миль) приводит к выбросам около 22,3 миллиона тонн СО2. Использование более короткого маршрута через Северной морской путь (8 тысяч морских миль) могло бы снизить выбросы на 5,1 миллиона тонн, а при условии применения в качестве топлива для танкеров СПГ - еще на 3,4 миллиона. В долгосрочной перспективе использование атомного флота и "зеленых" водорода или аммиака в качестве топлива привело бы к снижению выбросов при транспортировке грузов по СМП до нуля.

Российская газета