07.11.05

Буксиры тянут порт на дно

Вчера профсоюз крупнейшей буксирной компании Санкт-Петербурга -- ЗАО "Портовый флот" -- объявил о начале бессрочной забастовки. 700 моряков прекратят работу 10 ноября. Вслед за докерами они требуют увеличения зарплаты, которая, по их словам, не повышалась последние три года. По мнению участников рынка, забастовка моряков вполне может парализовать работу Большого порта Санкт-Петербурга.

С началом зимней навигации все суда по распоряжению Морской администрации порта обязаны при входе в порт и маневрировании в его акватории сопровождаться буксирами. Летом, когда порт посещают 30-40 судов в день, буксиры сопровождают большегрузы с длиной палубы, как правило, от 100 метров. Но с учетом растущего грузопотока зимой судозаходов ненамного меньше. Сейчас в "Портовом флоте" 40 судов, в том числе пять ледоколов (среди которых и крупнейший в России "Ермак") и более 10 буксиров. Конфликт с участием моряков начался прошлой зимой, когда повышения зарплаты потребовали коллективы нескольких ледоколов. В июле прошла первая конференция профсоюза моряков, после которой профком начал переговоры с администрацией "Портового флота". Они зашли в тупик, и неделю назад моряки решили объявить бессрочную забастовку с 10 ноября. Как сообщил вчера на пресс-конференции председатель профкома моряков Григорий Полин, сейчас средняя зарплата матроса составляет 8 тыс. рублей, капитана - 15 тыс. рублей. И уже три года работодатель не повышает зарплату. "При том что оборот порта все время растет, растут доходы руководства флота, мы от этого ничего не получаем. Наша зарплата во много раз меньше, чем зарплата моряков в Финляндии или Германии, хотя суда порт обслуживает по мировым ставкам", - заявил господин Полин. За последние девять месяцев, утверждают моряки, с кораблей уволилось около 25% работников. "Классные специалисты уходят из-за маленькой зарплаты, а на их место приходят люди без квалификации", - говорит председатель стачечного комитета, моторист буксира "Юпитер" Николай Латыпов. "Мы не требуем ничего, кроме индексации зарплаты, достаточной, чтобы покрыть инфляцию, что прописано в Трудовом кодексе", - сказал Григорий Полин. По его словам, профком в последнее время испытывает давление со стороны администрации "Портового флота": две недели назад было опечатано помещение профкома, многие моряки получают угрозы от администрации (в результате за неделю из профсоюза вышли около 100 человек).

"Но мы получаем и много писем в поддержку от коллег из Мурманска, Архангельска, других регионов. Не исключено, что они последуют нашему примеру", - предостерег господин Полин. Работодатель в свою очередь уже оспорил решение моряков о забастовке в городском суде. Иск будет рассмотрен 7 ноября. "Для разрешения трудового спора либо приглашается посредник, либо стороны обращаются в трудовой арбитраж, - прокомментировали вчера конфликт в администрации "Портового флота". - Однако трудовой коллектив своим правом досудебного урегулирования конфликта не воспользовался. На этом основании руководство компании сочло конфликт исчерпанным. Поэтому решение о проведении забастовки является незаконным". Тем не менее профсоюзные деятели считают, что выбрали наиболее действенный способ борьбы. "Забастовка может парализовать работу порта, ведь без буксира не провести танкер, а без ледоколов не открыть зимнюю навигацию, - уверен Григорий Полин. - Руководство порта может попробовать водить танкеры без буксировки, что очень рискованно. Вряд ли на это согласятся владельцы судов и агенты".

Участники рынка тоже опасаются транспортного коллапса в порту. "Закрыть своими мощностями долю "Портофлота", который занимает около 50 процентов рынка, мы не сможем", - сказал Ъ генеральный директор буксирной компании "Грифон" Валерий Кононенко. По подсчетам господина Кононенко, его компания сможет предоставить четыре судна, еще шесть имеются у ООО "Балтийский флот". "Вот, пожалуй, и все", - подытожил он. "Петербургский порт работает на грани рентабельности, - отмечает генеральный директор агентской компании Inflot Worldwide St. Petersburg Игорь Глухов. - Постоянные проблемы в стивидорных компаниях, низкий уровень сервиса и так отпугивают грузовладельцев, а тут еще и забастовка моряков".

С ними согласен и советник по маркетингу Петербургского нефтяного терминала Кирилл Котин. "Забастовка, - говорит он, - приведет к очереди на рейде, некоторые суда могут уйти с грузом в Прибалтику и Финляндию". "Все доступные буксиры, наверное, расхватают, ажиотаж будет жуткий", - прогнозирует господин Котин. Участники рынка пока не берутся подсчитать возможные убытки из-за акции протеста работников "Портофлота". Впрочем, ее можно сравнить с забастовкой лоцманов в 2001 году, имевшей последствия, которые, скорее всего, возникнут и в нынешнем случае. Тогда убытки стивидорных и судоходных компаний достигали $2 млн в день. Напомним, что в этом году в Морском порту бастовали также докеры, однако они проводили итальянскую забастовку, в связи с чем работа порта не была остановлена.

Коммерсантъ