Бороться за каждую копейку
На первом в нынешнем году заседании Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России его участники обсудили сертификацию ввозимых товаров, перспективы развития таможенного законодательства РФ и проект Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Последняя тема вызвала высокую активность участников и затронула некоторые болевые точки во взаимоотношениях государства и бизнеса, а также таможни и бизнеса.
Начало обмену мнениями по широкому кругу вопросов положил доклад начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина по проекту Программы антикризисных мер. Таможенные органы, сказал он, не впервые в условиях кризиса обеспечивают выполнение задач по формированию доходной части бюджета. При этом, заметил он, в проекте федерального бюджета на этот год основная нагрузка по администрированию доходов бюджета – почти 57 процентов – возложена на ФТС России. Доля таможенной службы в государственном бюджете составляет 3,5 триллиона рублей, налоговой службы – 2,6 триллиона рублей.
Глава Аналитического управления сравнил кризис-1998 и нынешний, отметив ряд общих черт и отличий. По его словам, в 1998 году кризис принял особенно острую форму из-за отсутствия заметных структурных реформ в основных секторах экономики, значительной зависимости от притока краткосрочного иностранного капитала, низкого уровня сбора налогов, резкого обесценивания национальной валюты и двукратного падения цен на нефть как основной статьи дохода от российского экспорта. В 2008 году произошло трехкратное падение цен на экспортируемую нефть и нефтепродукты. Замедлился рост во всех секторах, началось фронтальное торможение экономики. Финансовый кризис, усилившийся в августе-сентябре 2008 года, почти не затронул реальный сектор, но уже в октябре произошли заметные изменения, и к концу года началось обвальное замедление роста всех показателей.
По словам Владимира Ивина, за январь-февраль 2009 года перечислено в федеральный бюджет 416,46 миллиарда рублей, что на 36,02 процента меньше, чем в аналогичном периоде 2008-го. Слабость российской экономики
перед кризисом объясняется тем, что она имеет преимущественно сырьевой характер, остается слабо диверсифицированной и, в силу этого, уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья. Он отметил снижение объемов импорта и тенденции к падению по следующим товарным позициям: минеральным продуктам, сырью, рудам, топливно-энергетическим товарам, продукции химической промышленности, каучуку, кожевенному сырью, пушнине и изделиям из нее, целлюлозно-бумажным изделиям, текстильным изделиям и обуви, драгоценным камням, драгметаллам и изделиям из них, стройматериалам, машинам, оборудованию и транспортным средствам.
В 2009 году, сказал Владимир Ивин, снизились и темпы роста экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, минеральных продуктов, топливно-энергетических
товаров, древесины и продуктов ее переработки, металлов и других. Кроме того, экспортные отрасли российской экономики оказались в условиях жесткой конкуренции со стороны развивающихся экономик Индии и Китая.
В то же время проводимая Минэкономразвития в докризисный период либерализация таможенно-тарифной политики, сводимая к обнулению ставок ввозных таможенных пошлин по ряду ключевых позиций ТН ВЭД России, не оправдывает себя в условиях кризиса. Полагаем, сказал Владимир Ивин, что необходимо вернуться к фискальной
функции Таможенного тарифа Российской Федерации и увеличить ставки ввозных таможенных пошлин с 0 до 5 процентов, за исключением тех товаров, которым Правительство оказывает адресную поддержку.
«Кроме того, увеличение количества правонарушений, связанных с недоставкой товара, занижением таможенной стоимости, недостоверным декларированием, создают объективную необходимость применения таможенными органами мер таможенного контроля в полном объеме, а не выборочно», – сказал он. Таможенные органы на практике могут оценить эффективность принимаемых мер в таможенно-тарифной сфере, дать заранее реальные прогнозы результатов реализации тех или иных подходов и проанализировать последствия принятых решений. Однако, заметил Владимир Ивин, «имеют место случаи, когда обоснованное мнение ФТС России не учитывается иными компетентными органами государственной власти, тем самым препятствуя конструктивному решению межведомственных проблем».
Ряд мер, предусмотренных проектом антикризисной программы, вызвал вопросы в Федеральной таможенной службе. Так, по словам Владимира Ивина, «полагаем, что вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов требует тщательного осмысления и детальной проработки». По его словам, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин круглых лесоматериалов негативно скажется на поступлении денежных средств в федеральный бюджет и, кроме того, может стимулировать беспошлинный вывоз лесоматериалов под прикрытием инвестиционных проектов в России.
Что же касается ускорения сроков возврата экспортного НДС, то, сказал глава Аналитического управления, это возвращает к проблеме электронного декларирования вывозимых товаров. К сожалению, Федеральная налоговая служба (ФНС) не готова к использованию таможенной информации в электронном виде при решении вопроса о
возврате экспортного НДС. Нужна единая информационная база ФТС и ФНС России.
Члены ОКС высказывали свое беспокойство по поводу проблем, которые возникли практически во всех отраслях экономики, и обсуждали, способна ли данная программа их решить, помогут ли прописанные в ней меры в самом деле поддержать отечественного производителя. Как заметил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, «планировать мы пока не научились». Он высказал также свою обеспокоенность по поводу того, что непродуманные меры в таможенно-тарифной политике могут «реально убить нашу промышленность». Пока не будет доступных кредитов и не будут заморожены тарифы на услуги естественных монополий, промышленность не поднять, считает директор департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Владимир Быков. Именно два этих условия, которые не прописаны в проекте программы, наиболее важны для бизнеса, что и показал опрос, проведенный ТПП.
Большую обеспокоенность членов ОКС вызывает увеличение доли таможенных платежей в государственном бюджете при столь явном падении импорта, на который приходится 44,5 процента в структуре платежей Федеральной таможенной службы. «Чего нам следует ждать от вас?», – спросил президент Ассоциации экспресс-перевозчиков Владимир Стройков, обращаясь к главе ФТС России. На что Андрей Бельянинов ответил, что никакого «выкручивания рук» не будет, но «бороться таможня будет за каждую копейку». «Будем улучшать администрирование. Нам ничего не остается, как скрупулез-
но выполнять возложенные на нас задачи», – заключил он. ФТС России разрабатывает комплекс мероприятий, которые помогут смягчить последствия мирового кризиса. Они, в частности, предусматривают усиление контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, в том числе с применением СУР, и делают акцент в отношении налогоемких товаров, с усилением контроля за предоставлением льгот и преференций.
Участники ОКС коснулись при обмене мнениями и некоторых проблем, с которыми они сталкиваются в своей работе
при реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. Признав, что проблемы существуют, в том числе и по вполне объективным причинам, решение которых зависит не только от таможенных органов, глава ФТС России заметил, что секретом не является и то, что «под срыв Концепции выделены огромные деньги». Одна из причин сопротивления в реализации Концепции – закрытие «прикормленных мест». Однако, заверил Андрей Бельянинов, несмотря на трудности, таможенная служба все равно будет продолжать свою работу. Следующий этап, напомнил он членам ОКС, – это вывод таможенного оформления и таможенного контроля из Подмосковья через год. «Бизнес был уверен, что ничего не произойдет, – дополнил главу таможенной службы Владимир Ивин. – Очереди в Московской области на таможенных постах объясняются неподготовленностью бизнеса к реализации Концепции. Проблема в большей степени была искусственной».
Первый заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК) Андрей Рязанов напомнил участникам Совета положения некоторых законодательных актов, на основании которых таможенные органы в соответствии с национальными интересами страны вводят запреты и ограничения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Так, закон «О техническом регулировании» устанавливает, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем, либо уполномоченным заявителем лицом, представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия, либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 вышеназванного закона. Реализация положений данной статьи предполагает наличие технических регламентов, наличие порядка ввоза продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и наличие списков продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
По словам Андрея Рязанова, Ростехрегулирование разработало и утвердило 18 декабря 2006 года согласованный с ФТС России в части кодов ТН ВЭД «Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ». Этот документ, заметил он, «не является нормативным правовым актом, а носит исключительно информационно-рекомендательный характер», и сведения, указанные в нем, «не всегда позволяют однозначно отнести товары к объектам обязательной сертификации и требуют дополнительных разъяснений как для таможенных органов, так и заинтересованных лиц». В УТОВиЭК провели анализ, на основании чего выяснилось, что наиболее объемным по количеству из разрешительных документов, представляемых для целей таможенного оформления, является сертификат соответствия. Как сказал Андрей Рязанов, «общая сумма затрат участников ВЭД на получение сертификатов или разъяснений от уполномоченных Ростехрегулиро-ванием органов, по предварительной оценке, которая основывается на ставках, опубликованных в Интернете, составляет более 500 миллионов долларов в год».
УТОВиЭК проведена систематизация перечня документов и сведений, которые обязательны для таможенного оформления товаров и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом. С 15 февраля 2009 года вступил в силу приказ ФТС России № 1276, который уточнил перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Так, со вступлением в силу этого приказа и до вступления в силу законодательных, нормативных и правовых актов, установленных статьей 29 закона «О техническом регулировании», не требуется представление сертификата соответствия (одобрения типа транспортного средства) для целей таможенного оформления транспортных средств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них.
Андрей Рязанов обратил внимание членов ОКС на неурегулированную проблему с обеспечением контроля за безопасностью ввозимых товаров, являющихся бывшими в употреблении. По словам заведующего отделом экспертизы, сертификации и оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Евгения Сенчу-кова, на таможенную территорию РФ ввозится достаточно большое количество оборудования, бывшего в употреблении. При этом основную долю составляют транспортные средства и производственно-технологические линии. В результате в Россию «сливают» устаревшее оборудование, утилизация которого обходится дорого и представляет опасность для экологии страны-экспортера. С целью занижения таможенной стоимости под видом бывшего в употреблении ввозится новое оборудование (включая транспортные средства) или в новом технологическом оборудовании заменяют один или несколько незначительных узлов на аналогичные, но бывшие в употреблении, и затем всему оборудованию присваивают код ТН ВЭД как для оборудования, бывшего в употреблении. Кроме того, заметил Евгений Сенчуков, ввозится оборудование, аналоги которого в достаточном количестве производятся в России и не уступают по качеству импортному. При этом падает конъюнктура рынка, наносится ущерб интересам отечественных товаропроизводителей. По словам руководителя ФТС России Андрея Бельянинова, зачастую мы просто превращаемся в «помойку» отжившей техники и других товаров, что недопустимо. В то же время глава ФТС России предложил членам ОКС и коллегам по ТПП подумать о взаимном признании сертификатов, заметив, как это важно для таможенной службы.
О перспективах развития таможенного законодательства участникам ОКС рассказала начальник Управления правового обеспечения законопроектной деятельности Ольга Щербакова. По ее словам, в настоящее время в ФТС России разрабатываются Таможенный кодекс Таможенного союза и законопроект «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года» (в рамках Генерального приложения). Уже подготовлены и направлены в установленном порядке в правительство РФ три законопроекта, в том числе и «О внесении изменений в статьи 69 и 119 ТК РФ» (в части наделения правительства РФ правом устанавливать пункты пропуска через госграницу РФ для убытия с таможенной территории РФ отдельных видов товаров). По словам Ольги Щербаковой, в целях реализации последнего законопроекта ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке постановления правительства РФ «Об определении пунктов пропуска через государственную границу РФ для убытия с таможенной территории РФ отдельных видов товаров». Речь идет об ограничении мест убытия леса и лесоматериалов с таможенной территории РФ в целях обеспечения их надлежащего таможенного контроля.
Разработан и в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования законопроект «О внесении изменений в ТК РФ» (в части перемещения через таможенную границу РФ товаров, в отношении которых таможенный контроль отменен). В соответствии с поручениями правительства РФ разрабатываются три законопроекта, а в инициативном порядке – пять. В текущем году готовится к разработке ряд законопроектов, предусматривающий внесение изменений в ТК России: уточнения процедуры временного хранения товаров; совершенствования порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; совершенствования порядка принятия таможенными органами предварительных решений о классификации; обеспечения реализации внесудебного порядка распоряжения товарами и транспортными средствами; совершенствования порядка декларирования товаров.
Журнал "Таможня" №8 апрель 2009г.