29.07.09

Борьба за российско-финский транзит все жестче

Федеральная таможенная служба (ФТС) направила в Правительство проект постановления, предусматривающего ограничение ввоза на территорию РФ грузов в контейнерах, перемещаемых автотранспортом. Проект постановления разработан совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, Росграницей и при участи ОАО «РЖД», указывается в пояснительной записке к документу. Представители автомобильного рынка называют вопрос недостаточно проработанным и сырым.

Согласно тексту документа, прибытие на таможенную территорию РФ товаров, перемещаемых в универсальных и специализированных контейнерах 20 футов и выше, допускается в автомобильных пунктах пропуска на границе Россия - ЕС (Финляндия, Эстония, Латвия) только в рамках установленных квот.

Как сообщили SeaNews в ФТС, в настоящее время о постановлении можно говорить пока только как о проекте, целью которого является «закладка будущего механизма». Проект постановления разослан во все заинтересованные органы.

В Министерстве транспорта РФ SeaNews сообщили, что данный проект ФТС в ведомство еще не поступил.

На пресс-конференции Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), состоявшейся на прошлой неделе, на вопрос SeaNews о возможности введения подобных ограничений первый заместитель начальника СЗТУ Юрий Лямкин ответил: «Если такое решение будем принято на уровне правительств, мы будем обязаны его выполнять. Комментировать это решение мы не вправе. Мы служим народу, государству, и поэтому мы исполняем то, что определяет нам правительство и ФТС. Я не могу комментировать. Значит, есть основания. А, если есть основания, то мы будем исполнять то решение, которые будет принято правительством».

На вопрос SeaNews о том, какова будет контейнерная квота для автотранспорта, в Федеральной таможенной службе сообщили, что квота будет определяться межправительственными соглашениями, которые будут подписаны Правительством РФ с Правительствами соседних стран.

Автоперевозчики не довольны инициативами ФТС. По их заявлениям, смысл данного постановления сводится к тому, чтобы переориентировать грузопотоки на железнодорожный транспорт. В разговоре с SeaNews представители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) отметили: причина нынешнего большого грузопотока на границе с Финляндией заключается в том, что российские порты не способны технически принимать суда, аналогичные тем, что заходят в финские порты. До окончательного запуска порта Усть-Луга российские грузы не уйдут из портов соседних стран.

При этом в АСМАП поясняют, что в ФТС не учитываю социально-экономический аспект: пострадавшим в итоге может оказаться конечный потребитель. Не исключено, что товары в финских портах из контейнеров будут просто перегружаться в тентовые автомобили, на данных операциях могут заработать конкуренты россиян.

В пояснительной записке к проекту постановления указывается, что принимаемые меры позволят снизить очереди из автотранспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. Вместе с тем, автоперевозчики акцентируют внимание на том, что пробок из грузового автотранспорта на границах сегодня нет. В связи с падением объема грузоперевозок автомобилисты столкнулись с определенными трудностями - реструктуризацией платежей, возвратом взятой в лизинг техники и пр. Те ограничения, что предлагает ввести ФТС, усугубят сегодняшние проблемы автоперевозчиков. В АСМАП поясняют, что с улучшением экономической ситуации проблемы на границах, теоретически, могут возникнуть вновь, и поэтому ФТС необходимо сегодня предпринимать шаги по развитию инфраструктуры пунктов пропуска, а не искусственно ограничивать поток грузов путем перемещения его на иной вид транспорта.

Кроме этого, в АСМАП обращают внимание на то, что статья 69 Таможенного кодекса РФ, действительно, не исключает введения квот, но только по видам товаров, а не по способу транспортировки или упаковки. «Как в условиях рыночной экономики вообще можно что-то квотировать?», - недоумевают в АСМАП.

Также в Ассоциации обращают внимание на то, что предстоит большая работа по пересмотру ранее подписанных межправительственных соглашений.

Участники рынка автомобильных перевозок считают, что ФТС первоначально стоило обсудить данный вопрос со специалистами других заинтересованных ведомствами, а уже потом выступать с подобными инициативами.

Кроме того, в разговоре с SeaNews представители АСМАП напомнили: на последней встрече министра транспорта с участниками Ассоциации Игорь Левитин отметил, что Министерство транспорта не будет поддерживать интересы отдельных перевозчиков в ущерб отрасли в целом.

Напомним, что инициатива российских таможенников по переключению контейнеров с автотранспорта вызвала критику и со стороны Финляндии. Финские транспортные специалисты негодуют - принятие постановление грозит большими изменениями ныне действующих и годами отлаженных логистических цепочек.

Споры автомобилистов и железнодорожников за сократившийся грузопоток понятны, а вот к морским перевозчикам подобные дебаты имеют косвенное отношение. Как ни крути, товар приходит в страну морем, через российские или финские порты - вопрос другой. Программы модернизации портовой инфраструктуры, заявленные стивидорами, позволяют надеяться, что в перспективе отечественные северо-западные порты будут способны конкурировать с соседями, конечно, при том условии, что они все-таки будут реализованы. И при нынешних незавидных условиях Транссиб так и не может противопоставить что-либо стоящее deep-sea.

А вот побиться с автоперевозчиками за уже пришедший в порт контейнер железнодорожники очень хотят. При этом стоит учитывать, что конечная доставка будет осуществляться все равно автотранспортом. При всем желании железнодорожную ветку не проведешь к каждому гипермаркету. Таким образом, спор ведется за весьма ограниченный участок порт - крупный распределительный центр, обеспеченный ж/д инфраструктурой, причем центр этот должен быть расположен отнюдь не в европейской части России. По стоимость услуг автомобилисты уже бьют железнодорожников, обеспечивая доставку грузов фурами из центра страны даже за Урал. Невозможность оказать должную конкуренцию автотранспорту косвенно подтверждается и словами президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, который не так давно заявил, что у «дочек» монополии могут появится совместные предприятия с автомобилистами.

SeaNews; 29.07.09