03.11.06
Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении пе ремещения контрафактной про дукции через таможенную границу Российской Федерации. Значительное количество контрафактной продукции поступает в страну с территории Укра ины, других стран СНГ, Ирана и Китая, а в приграничных с Россией территори ях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псев дофирменную продукцию. В такой си туации чрезвычайно важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от эф фективности деятельности таможен ных органов по данному направлению.
Вступивший в силу с 2004 года TK РФ закрепил введенную ранее частно-пуб личную процедуру защиты интеллек туальной собственности таможенными органами. Осуществление ее ставится в зависимость от наличия соответству ющего заявления правообладателя. Данный механизм действует в РФ уже два с половиной года, и за это время его введение и применение показало высокий профилактический эффект от несанкционированных правообладате лем поставок товаров, маркированных товарными знаками, включенными в таможенный реестр объектов интел лектуальной собственности. Это свя зано как с эффективными действиями таможенной службы, так и с информа ционной поддержкой деятельности по включению в таможенный реестр.
Между тем в соответствии с Между народным соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собс твенности (ТРИПС), термин интеллек туальная собственность относится к следующим категориям интеллектуаль ной собственности: авторское право, торговые марки, географические указа ния, промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем, закрытая информация.
РФ в настоящее время не является участницей этого соглашения. Однако в рамках переговоров о вступлении России в ВТО необходимо привести национальное законодательство в соот ветствие с международными стандар тами. Основной документ ВТО в части защиты прав интеллектуальной собс твенности - соглашение по ТРИПС.
В связи с этим защита таможенными органами таких объектов интеллекту альной собственности, как промышлен ные образцы, изобретения, полезные модели и торговые секреты, в насто ящее время практически не осущест вляется. Прежде всего это объясняется тем, что законодательством РФ не оп ределены полномочия таможенных ор ганов по защите вышеперечисленных прав. Другой проблемой является от сутствие в таможенных органах подго товленных специализированных кадров по идентификации указанных объектов интеллектуальной собственности.
Однако, если Россия хочет вступить в ВТО в скорейшем времени, необхо димы перемены в этой области. Так, в соответствии с частью III ТРИПС для осуществления прав интеллектуаль ной собственности со стороны участ ников Соглашения требуются гарантии оперативного предотвращения любых нарушений в данной сфере. Это, ес тественно, должно быть отражено как на уровне законодательства, так и на организационном. Положения именно этих статей и их имплементация в Рос сии будет, по всей видимости, весьма болезненной как для участников ВЭД, так и для контролирующих правоохра нительных структур.
Между тем, работа по данному на правлению в нашей стране ведется и причем довольно активно. Так, под готовлены изменения в нормативную базу в области защиты прав интеллек туальной собственности (Закон Об ав торском праве и смежных правах , О товарных знаках, знаках обслужива ния, наименованиях мест происхожде нии товаров , Патентный закон , 38 глава TK РФ и др.), ряд изменений уже вступили в силу.
Таможенным Кодексом РФ предус мотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей прини маются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным кон тролем. Таким образом, все действия, предпринимаемые таможенными орга нами в соответствии с ТК РФ, напрямую зависят от желания правообладателя защищать те или иные объекты интел лектуальной собственности.
Естественно, в связи с введением контрольных показателей по выявлен ным контрафактным товарам в привяз ке к конкретному подсчету единиц кон трафактной продукции, таможенные органы становятся ключевой фигурой по борьбе с ввозом или вывозом конт рафактной продукции.
Однако только таможенная служ ба не в состоянии побороть это зло. Представители некоммерческого пар тнерства РусБренд вышли с предло жением провести рабочее совещание с руководством Южного таможенного управления, которое провели в нача ле августа в Ростове-на-Дону. Вопросы конструктивного взаимодействия стали приоритетными для обеих сторон
Анализируя работу ЮТУ по защите интеллектуальной собственности за два года, можно отметить положительную динамику мер. В 2004 году таможнями ЮФО составлено 16 протоколов об АП по ст. 14.10 КоАПа (Таганрогская и Ростовс кая таможни). Все решения по ним были вынесены не в пользу таможни или пре кращены по иным основаниям. В 2005-м увеличилось количество составляемых дел об АП по сравнению с 2004-м в два раза. Кроме того, появилась тенденция к выносимым решениям судов в поль зу таможни. Если говорить о цифрах в целом по России, то за 2004 год было возбуждено 154 дел об АП по интеллек туальной собственности. В 2005-м - уже 350. За первую половину нынешнего года таможнями региона возбуждено 53 дела по ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ.
Проводимые Южным таможенным уп равлением встречи с представителями правообладателей крупнейших зару бежных компаний, работающих на рос сийском рынке, позволили определить ряд проблемных вопросов по организа ции взаимодействия в области защиты интеллектуальной собственности.
Один из них - недостаточность зна ний у должностных лиц таможенных органов по идентификации контра фактной продукции. Его предложено решать, организовав на постоянной основе проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона, участвующими в про цессе оформления товаров. Занятия будут проводить специалисты по иден тификации контрафактной продукции (правообладатели). Такого рода обуче ния необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых предпо лагается ввоз или вывоз контрафак тной продукции. Здесь значительную помощь окажут разработанные право обладателями методические и спра вочные материалы по идентификации контрафактной продукции.
Следующий немаловажный вопрос - отсутствие информирования правооб ладателями таможенных органов о пото ках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров. Ведь именно правообладатели, создавая специаль ные службы безопасности, нанимая юри дические и охранные компании, привле кая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми се тями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной опе ративной информации, необходимой для выявления поддельной продукции. Особо хотелось бы здесь подчеркнуть важность информации о таможенной стоимости продукции, предоставляемой правообладателями.
Отдельной проблемой, возникающей у таможенных органов при осущест влении в пределах своей компетенции защиты прав на интеллектуальную собственность - нежелание самих пра вообладателей, отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия. Наболевшая проблема для нашего региона, возникающая при при менении таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товара, обладающего признаками кон трафактных (кондитерские изделия), не единственная. Так, в зоне деятель ности таможен Южного региона час то беспрепятственно ввозится товар, маркированный товарными знаками, включенными в таможенный реестр, с согласия правообладателя лицами, не поименованными в письме ФТС России о включения данного товарного знака в таможенный реестр, где определен пе речень лиц, уполномоченных ввозить и вывозить указанную продукцию. Толь ко в зоне деятельности Новороссийской таможни была пресечена попытка вво за более 300 000 единиц товаров, об ладающих признаками контрафактных (консервированные фрукты, маркиро ванные товарным знаком Lorado ). На основании заявления представите ля правообладателя было возбуждено дело об АП по ст. 14.10 КоАП РФ Не законное использование товарного зна ка . Однако в дальнейшем заявление было отозвано, в результате чего дело об АП было прекращено.
Возникают и процессуальные наруше ния при подготовке материалов дел об АП. На настоящее время у таможенных органов нет единого перечня комплек та необходимых документов, направ ляемых правообладателям, а также налаженного опыта представления дел по ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ. Кроме того, вызывает озабоченность складывающа яся практика вынесения судами реше ний по делам данной категории. В связи с чем возникла необходимость решения вопросов подготовки документов и сро ков для передачи в суды на рассмотре ние, в виде унификации.
Несовершенство законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности также является серьез ной проблемой. Так, судебные решения, выносимые по делам, возбужденным та моженными органами ЮТУ, показывают, что понятие контрафактная продукция в соответствии с Законом О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме нованиях мест происхождения товаров , трактуется судьями по-разному.
Для объединения усилий по защите прав владельцев интеллектуальной собственности ЮТУ подготовлен При каз Об утверждении Порядка взаи модействия между структурными под разделениями таможни по защите прав владельцев интеллектуальной собс твенности .
Трудности возникают и в проведе нии экспертизы на предмет сходства до степени смешения. В настоящее время суды, расположенные в зоне от ветственности ЮТУ, при рассмотрении дел по защите прав владельцев интел лектуальной собственности требуют проведение независимой экспертизы. Необходимо определить экспертные организации, уполномоченные на про ведение исследований и выдачу заклю чений на предмет наличия или отсутс твия сходства до степени смешения.
Кроме того, как показывает практи ка, многие международные компании - владельцы товарных знаков - не знакомы с механизмом защиты прав владельцев интеллектуальной собс твенности в РФ, что, естественно, пре пятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от низкока чественных подделок.
Анастасия ВОРОЖЕЙКИНА,
старший государственный таможенный инспектор
отдела торговых ограничений и экспортного контроля ЮТУ
Журнал "Таможня" 17 сентябрь 2006г.
Борьба с контрафактом: проблемы и решения
Масштабность правонарушений в области интеллектуальной собственности замедляет создает широкое поле для спекуляций на переговорах по интеграции российской экономики в мировую среду. Однако системная работа таможни оставляет все меньше шансов недоброжелателям.Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении пе ремещения контрафактной про дукции через таможенную границу Российской Федерации. Значительное количество контрафактной продукции поступает в страну с территории Укра ины, других стран СНГ, Ирана и Китая, а в приграничных с Россией территори ях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псев дофирменную продукцию. В такой си туации чрезвычайно важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от эф фективности деятельности таможен ных органов по данному направлению.
Вступивший в силу с 2004 года TK РФ закрепил введенную ранее частно-пуб личную процедуру защиты интеллек туальной собственности таможенными органами. Осуществление ее ставится в зависимость от наличия соответству ющего заявления правообладателя. Данный механизм действует в РФ уже два с половиной года, и за это время его введение и применение показало высокий профилактический эффект от несанкционированных правообладате лем поставок товаров, маркированных товарными знаками, включенными в таможенный реестр объектов интел лектуальной собственности. Это свя зано как с эффективными действиями таможенной службы, так и с информа ционной поддержкой деятельности по включению в таможенный реестр.
Между тем в соответствии с Между народным соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собс твенности (ТРИПС), термин интеллек туальная собственность относится к следующим категориям интеллектуаль ной собственности: авторское право, торговые марки, географические указа ния, промышленные образцы, патенты, топологии интегральных микросхем, закрытая информация.
РФ в настоящее время не является участницей этого соглашения. Однако в рамках переговоров о вступлении России в ВТО необходимо привести национальное законодательство в соот ветствие с международными стандар тами. Основной документ ВТО в части защиты прав интеллектуальной собс твенности - соглашение по ТРИПС.
В связи с этим защита таможенными органами таких объектов интеллекту альной собственности, как промышлен ные образцы, изобретения, полезные модели и торговые секреты, в насто ящее время практически не осущест вляется. Прежде всего это объясняется тем, что законодательством РФ не оп ределены полномочия таможенных ор ганов по защите вышеперечисленных прав. Другой проблемой является от сутствие в таможенных органах подго товленных специализированных кадров по идентификации указанных объектов интеллектуальной собственности.
Однако, если Россия хочет вступить в ВТО в скорейшем времени, необхо димы перемены в этой области. Так, в соответствии с частью III ТРИПС для осуществления прав интеллектуаль ной собственности со стороны участ ников Соглашения требуются гарантии оперативного предотвращения любых нарушений в данной сфере. Это, ес тественно, должно быть отражено как на уровне законодательства, так и на организационном. Положения именно этих статей и их имплементация в Рос сии будет, по всей видимости, весьма болезненной как для участников ВЭД, так и для контролирующих правоохра нительных структур.
Между тем, работа по данному на правлению в нашей стране ведется и причем довольно активно. Так, под готовлены изменения в нормативную базу в области защиты прав интеллек туальной собственности (Закон Об ав торском праве и смежных правах , О товарных знаках, знаках обслужива ния, наименованиях мест происхожде нии товаров , Патентный закон , 38 глава TK РФ и др.), ряд изменений уже вступили в силу.
Таможенным Кодексом РФ предус мотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей прини маются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным кон тролем. Таким образом, все действия, предпринимаемые таможенными орга нами в соответствии с ТК РФ, напрямую зависят от желания правообладателя защищать те или иные объекты интел лектуальной собственности.
Естественно, в связи с введением контрольных показателей по выявлен ным контрафактным товарам в привяз ке к конкретному подсчету единиц кон трафактной продукции, таможенные органы становятся ключевой фигурой по борьбе с ввозом или вывозом конт рафактной продукции.
Однако только таможенная служ ба не в состоянии побороть это зло. Представители некоммерческого пар тнерства РусБренд вышли с предло жением провести рабочее совещание с руководством Южного таможенного управления, которое провели в нача ле августа в Ростове-на-Дону. Вопросы конструктивного взаимодействия стали приоритетными для обеих сторон
Анализируя работу ЮТУ по защите интеллектуальной собственности за два года, можно отметить положительную динамику мер. В 2004 году таможнями ЮФО составлено 16 протоколов об АП по ст. 14.10 КоАПа (Таганрогская и Ростовс кая таможни). Все решения по ним были вынесены не в пользу таможни или пре кращены по иным основаниям. В 2005-м увеличилось количество составляемых дел об АП по сравнению с 2004-м в два раза. Кроме того, появилась тенденция к выносимым решениям судов в поль зу таможни. Если говорить о цифрах в целом по России, то за 2004 год было возбуждено 154 дел об АП по интеллек туальной собственности. В 2005-м - уже 350. За первую половину нынешнего года таможнями региона возбуждено 53 дела по ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ.
Проводимые Южным таможенным уп равлением встречи с представителями правообладателей крупнейших зару бежных компаний, работающих на рос сийском рынке, позволили определить ряд проблемных вопросов по организа ции взаимодействия в области защиты интеллектуальной собственности.
Один из них - недостаточность зна ний у должностных лиц таможенных органов по идентификации контра фактной продукции. Его предложено решать, организовав на постоянной основе проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона, участвующими в про цессе оформления товаров. Занятия будут проводить специалисты по иден тификации контрафактной продукции (правообладатели). Такого рода обуче ния необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых предпо лагается ввоз или вывоз контрафак тной продукции. Здесь значительную помощь окажут разработанные право обладателями методические и спра вочные материалы по идентификации контрафактной продукции.
Следующий немаловажный вопрос - отсутствие информирования правооб ладателями таможенных органов о пото ках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров. Ведь именно правообладатели, создавая специаль ные службы безопасности, нанимая юри дические и охранные компании, привле кая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми се тями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной опе ративной информации, необходимой для выявления поддельной продукции. Особо хотелось бы здесь подчеркнуть важность информации о таможенной стоимости продукции, предоставляемой правообладателями.
Отдельной проблемой, возникающей у таможенных органов при осущест влении в пределах своей компетенции защиты прав на интеллектуальную собственность - нежелание самих пра вообладателей, отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия. Наболевшая проблема для нашего региона, возникающая при при менении таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товара, обладающего признаками кон трафактных (кондитерские изделия), не единственная. Так, в зоне деятель ности таможен Южного региона час то беспрепятственно ввозится товар, маркированный товарными знаками, включенными в таможенный реестр, с согласия правообладателя лицами, не поименованными в письме ФТС России о включения данного товарного знака в таможенный реестр, где определен пе речень лиц, уполномоченных ввозить и вывозить указанную продукцию. Толь ко в зоне деятельности Новороссийской таможни была пресечена попытка вво за более 300 000 единиц товаров, об ладающих признаками контрафактных (консервированные фрукты, маркиро ванные товарным знаком Lorado ). На основании заявления представите ля правообладателя было возбуждено дело об АП по ст. 14.10 КоАП РФ Не законное использование товарного зна ка . Однако в дальнейшем заявление было отозвано, в результате чего дело об АП было прекращено.
Возникают и процессуальные наруше ния при подготовке материалов дел об АП. На настоящее время у таможенных органов нет единого перечня комплек та необходимых документов, направ ляемых правообладателям, а также налаженного опыта представления дел по ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ. Кроме того, вызывает озабоченность складывающа яся практика вынесения судами реше ний по делам данной категории. В связи с чем возникла необходимость решения вопросов подготовки документов и сро ков для передачи в суды на рассмотре ние, в виде унификации.
Несовершенство законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности также является серьез ной проблемой. Так, судебные решения, выносимые по делам, возбужденным та моженными органами ЮТУ, показывают, что понятие контрафактная продукция в соответствии с Законом О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме нованиях мест происхождения товаров , трактуется судьями по-разному.
Для объединения усилий по защите прав владельцев интеллектуальной собственности ЮТУ подготовлен При каз Об утверждении Порядка взаи модействия между структурными под разделениями таможни по защите прав владельцев интеллектуальной собс твенности .
Трудности возникают и в проведе нии экспертизы на предмет сходства до степени смешения. В настоящее время суды, расположенные в зоне от ветственности ЮТУ, при рассмотрении дел по защите прав владельцев интел лектуальной собственности требуют проведение независимой экспертизы. Необходимо определить экспертные организации, уполномоченные на про ведение исследований и выдачу заклю чений на предмет наличия или отсутс твия сходства до степени смешения.
Кроме того, как показывает практи ка, многие международные компании - владельцы товарных знаков - не знакомы с механизмом защиты прав владельцев интеллектуальной собс твенности в РФ, что, естественно, пре пятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от низкока чественных подделок.
Анастасия ВОРОЖЕЙКИНА,
старший государственный таможенный инспектор
отдела торговых ограничений и экспортного контроля ЮТУ
Журнал "Таможня" 17 сентябрь 2006г.