Большой порт Санкт-Петербург продолжает терять грузы
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург по итогам января–февраля 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. снизился на 36,7% до 6 млн т, сообщила пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. Несмотря на ввод новых контейнерных линий, динамика грузооборота пока существенно не улучшается.
Напомним, что по итогам 2022 г. по сравнению с 2021 г. порт лишился 37,5% грузооборота (общая перевалка составила 38,8 млн т). В январе этого года к аналогичному месяцу прошлого глубина падения оказалась сравнимой: минус 38,4% (было перегружено 3 млн т).
Большой порт Санкт-Петербург демонстрирует самое глубокое падение грузооборота на Балтике. Так, в целом в Балтийском бассейне перевалка грузов выросла за два месяца на 3,8% до 43,5 млн т. Общий грузооборот российских портов тоже увеличился на 2,6% до 140,3 млн т.
Заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев напомнил, что Большой порт Санкт-Петербург в первую очередь ориентирован на импорт контейнерных грузов, преимущественно из Европы. Здесь расположены крупнейшие на Балтике контейнерные терминалы – «Первый контейнерный терминал» и терминал «Петролеспорт». Но из-за изменения торгового баланса и сокращения импорта (на 11,7% в целом по России в 2022 г.) порт не может вернуться к прежним объемам перевалки, уточнил эксперт.
По итогам января грузооборот контейнеров Большого порта Санкт-Петербург сократился на 71% до 49 290 TEU. Данные за февраль еще не опубликованы, но они также покажут существенное падение, отмечают эксперты.
После ухода иностранных контейнерных линий в порту запустили сразу несколько новых российских контейнерных сервисов. Мультимодальная транспортная компания «Рускон» (входит в ГК «Дело») стала оператором нового линейного контейнерного сервиса прямого сообщения из Санкт-Петербурга в Стамбул. «Первый контейнерный терминал» (входит в группу Global Ports) также начал принимать суда регулярного контейнерного сервиса из Китая, оператором которого выступила транспортно-экспедиторская компания «Трансмастерс». «Петролеспорт» (также входит в Global Ports) с лета прошлого года начал отправлять грузы новым контейнерным сервисом напрямую из Большого порта Санкт-Петербург в морской порт Индии Нава-Шева. Организатором перевозок стала транспортно-экспедиторская компания «Модуль». А в январе этого года в Петербург впервые в зимний период прибыл контейнерный рефрижератор из Кейптауна — ЮАР. Как рассказал в интервью ТАСС губернатор Александр Беглов, сейчас прорабатываются новые маршруты с портами Южной Америки и Карибского бассейна.
Дмитриев считает, что дальнейшие перспективы увеличения грузооборота будут связаны с наращиванием из Санкт-Петербурга экспорта. В частности, он прогнозирует рост перевалки через порты Северной Африки и Турции, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако новые контейнерные направления не станут полной заменой для выпавших европейских объемов, считает генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «По итогам II квартала станет понятно, насколько новые маршруты могут заменить выпавший объем», — уточнил эксперт. По его оценке, по итогам II квартала по сравнению с I кварталом 2023 г. можно будет ждать роста грузооборота за счет эффекта низкой базы. В случае наращивания экспорта грузооборот по итогам II квартала по отношению к I кварталу может увеличиться на 10-15%, прогнозирует Дмитриев.
Среди других портов Балтийского бассейна падение грузооборота в январе–феврале показал и порт Высоцк — на 20,7% до 2,1 млн т. Снижение грузооборота связано с перевалкой угля и кокса, говорит председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП Антон Кривошеев. Напомним, что санкции против импорта российского угля со стороны Евросоюза начали действовать с 10 августа 2022 г. В Минэнерго РФ уточняли, что на долю ЕС приходилось 22,6% от общего экспорта угля.
А вот порты Усть-Луга и Приморск в январе–феврале, наоборот, увеличили перевалку. Усть-Луга нарастила грузооборот на 26,5% до 22,6 млн т, Приморск — на 14,4% до 11,3 млн т. По словам Бурмистрова, прирост грузооборота в Приморске и Усть-Луге в первую очередь связан с введением с февраля 2023 г. новых европейских санкций на нефтепродукты. «Усть-Луга и Приморск показали прирост в первые два месяца в преддверии введения санкций на нефтепродукты», — рассказал эксперт.
Евросоюз с 5 февраля 2023 г. ввел эмбарго на российские нефтепродукты: бензин, дизель, керосин, мазут и др. Доля ЕС в экспорте сырья из России составляла 42%, пишет РБК. Международное энергетическое агентство оценивает поставки российских нефтепродуктов в ЕС в 1,2 млн барр. в сутки.