Большая перевалка
К 2030 году дальневосточные порты должны удвоить грузооборот.
Грузооборот портов Дальнего Востока в минувшем году превысил 200 миллионов тонн. Этого показателя удалось достичь на два года раньше, чем было намечено Стратегией развития морских портов России. К 2030-му суммарный объем мощностей российских гаваней должен увеличиться более чем в полтора раза - до 1,6 миллиарда тонн, в том числе в Дальневосточном бассейне - до 400 миллионов. Между тем возможности действующей инфраструктуры практически исчерпаны, особенно для перевалки угля. В каком направлении развиваются морские ворота макрорегиона, изучил корреспондент "РГ".
По данным совместного исследования компании "ДНИИМФ-Восточный" и Школы экономики и менеджмента ДВФУ, в 2018 году темпы роста перевалки экспортных, импортных и каботажных грузов по Дальневосточному бассейну составили 4,7 процента (в целом по России - 3,8). Положительную динамику показали все порты Дальнего Востока. В лидерах - Беринговский на Чукотке (+34,3 процента), через него якорный резидент ТОР "Беринговский" экспортирует уголь, добыча которого увеличилась. Нужно отметить, что уголь составляет более 45 процентов грузовой базы всех дальневосточных гаваней.
"Вырос грузооборот специализированных портов, завершивших активные работы по пылеподавлению", - говорится в исследовании. Речь идет о стивидорах Восточного в Приморье (исключение - СК "Малый порт", где продолжаются дноуглубление и увеличение мощности терминала), Шахтерска на Сахалине и компании "Дальтрансуголь" в бухте Мучке (Ванино, Хабаровский край). Порт Посьет, сократив перевалку, сосредоточился на установке новых систем орошения и крытых галерей. Завершить модернизацию терминала планируют в текущем году. В Находке все стивидорные компании сократили грузооборот, за исключением "ЕВРАЗ НМТП". Снизились объемы перевалки угля и на универсальных причалах Ванинского морского торгового порта.
В текущем году ожидать рекордов при отправке твердого топлива на экспорт не приходится. В планах на 2019-й, которые озвучил в минувшем декабре замглавы РЖД Алексей Шило, - расшивка узких мест железнодорожной инфраструктуры, в том числе на подходах к дальневосточным портам. Действующие мощности позволяют увеличить отправку угля к портам максимум на 1,2 процента. И только в 2020-2021 годах будет проще, когда завершится первый этап модернизации БАМа и Транссиба.
В планах российских угольщиков - к 2025-му нарастить объемы экспорта на 50 процентов и основной поток отправить через порты Дальнего Востока. В регионе работает более 18 угольных терминалов, из них три специализированных. Есть планы по их расширению и строительству как минимум трех новых портов.
Перевалка сырой нефти у большинства портов, за исключением Де-Кастри, осталась на прежнем уровне либо незначительно сократилась. В декабре 2017 года компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" (оператор "Сахалин-1") ввела там в эксплуатацию сооружения второго этапа освоения месторождения Одопту.
Объемы отправляемых лесных грузов в целом сохранились на прежнем уровне, но динамика разнонаправленная. В Приморье увеличили перевалку специализированные терминалы Пластун, Светлая, Рудная Пристань. В Хабаровском крае в связи с активной политикой, направленной на увеличение лесопереработки, объем экспорта сокращается, например, через Де-Кастри в 2018 году упал практически вдвое.
Грузооборот портов Дальневосточного бассейна превысил 200 миллионов тонн, причем более половины - 120 миллионов тонн - переработали порты Приморья
- Существует небольшой поток лесных грузов в контейнерах, заготовка и переработка древесины происходит в Хабаровском крае, но отправка на экспорт идет через порты Приморья, где в этом сегменте более развит сервис, - прокомментировал эксперт рынка Александр Гаврилов.
Особо следует остановиться на контейнерных перевозках. По данным специализированного издания "Морские вести России", после падения в 2015-2016 годах контейнерооборот российских портов восстанавливается: прирост в 2017-м - 15 процентов, в 2018 году - 10. Как отмечают эксперты, "оборот контейнеров в портах растет не за счет импортных грузов, как это было несколько лет назад, а за счет контейнеризированного экспорта российских товаров и двусторонней торговли (транзита) стран АТР через порты Дальнего Востока".
Дальневосточный бассейн показал рост (12,4 процента) практически по всем терминалам и направлениям, но более 81 процента контейнерооборота обеспечил Владивостокский транспортный узел. При этом наибольшими темпами рос транзит - 35,2 процента.
Планы по расширению мощностей у операторов, владеющих контейнерными терминалами на Дальнем Востоке, амбициозные. В частности, Восточная стивидорная компания намерена к 2030 году увеличить мощности с 650 тысяч TEU до 2-2,2 миллиона, Владивостокский морской торговый порт - с 600 тысяч до 1-1,5 миллиона TEU к 2022 году.
Кроме того, на Дальнем Востоке планируется создать специализированные терминалы для перевалки зерновых, рыбы, сжиженного природного газа. В частности, на Камчатке, в бухте Бечевинская, строится перегрузочный комплекс для СПГ. Расчетный объем его перевалки - 10,9 миллиона тонн в 2024 году и 21,7 миллиона - в 2026-м. А освоение на Чукотке одного из крупнейших в мире месторождений меди Песчанка даст прирост грузовой базы к 2026 году в 1,5 миллиона тонн.
- Эксперты зафиксировали в 2018-м три значимых рекорда. Грузооборот портов Дальневосточного бассейна превысил 200 миллионов тонн, порты Приморья переработали более 120 миллионов тонн грузов, а порты Владивостока - более 20 миллионов. Надо продолжать внедрение закрытых технологий работы с углем с одновременным развитием транспортной инфраструктуры и перевозок "чистых грузов", - считает заместитель директора по научной работе "ДНИИМФ-Восточный" Михаил Холоша.