10.03.11

Космические технологии на борьбу с Московскими автомобильными пробками



Елин В.А., Председатель Совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), кандидат технических наук.

Итак, если с парковками в предыдущей статье мы более или менее справились, правда, пока на бумаге. Хотелось бы определиться со сроком строительства быстровозводимых автопарковок. Но, заранее оговорюсь, что все расчеты основаны на том, что власти Москвы активно включены в процесс поиска и быстрого оформления земельных участков под подобные паркинги. Как мы хорошо знаем, в "эпоху" Ю. М. Лужкова, согласования у московских чиновников занимало от полугода до года на любой, мало-мальски серьезный проект.

Итак, площадки есть, согласования получены, начали строить! Судя по информации "Торгового дома БМЗ", который любезно предоставил макеты, схемы и технические характеристики быстровозводимых паркингов, описанных в предыдущей статье, срок возведения таких паркингов без мокрых процессов составляет 30 рабочих дней. Теперь подсчитаем, сколько времени может занять Программа новых паркингов Москвы. Если принять за основу, что будут возводиться только 4-х ярусные паркинги (Рис. 1), которых должно быть, по расчетам, в центре Москвы до 1.000 штук. Время на их возведение понадобится: 30 дней возведения одной парковки х на 100 подрядчиков х 10 парковок на одного подрядчика, итого: 300 рабочих дней на всю программу строительства!


Рис. 1. Четырех ярусный автомобильный паркинг.

Необходимо так же учесть, что можно сделать 10-ти ярусные паркинги (Рис.2), тогда их понадобится около 444 штук, так как их емкость значительно больше 4-х ярусных паркингов. Времени для их возведения потребуется чуть-чуть больше. А земельных участков под высотные паркинги понадобится в 2 раза меньше, то есть 155 га. Если же в балансе парковочных мест центра Москвы учесть уже существующие паркинги в бизнес и торговых центрах, государственных и других учреждениях, то понадобится еще меньше новых паркингов. Так же уйдет меньше времени и денег на реализацию всего паркинг - проекта для снятия остроты проблемы пробок в центре столицы.


Рис. 2 Многоярусный автомобильный паркинг.

Обратимся к другой проблеме, постоянно возникающей в крупном Мегаполисе - наблюдением за локальными пробками. Они как цепная реакция, плодят другие, уже не локальные пробки. За всем этим необходимо ежесекундно наблюдать посредством установленных видеокамер на фасадах домов, на подъездах зданий (Рис. 3), так же на столбах и других возвышениях у московских автодорог. Представим себе, что часть этих, уже несущих круглосуточную службу видеокамер у подъездов домов можно было бы подключить в единую систему видеомониторинга московского автотрафика. Видеосигнал от камер можно передавать через интернет в единую службу автотранспортного мониторинга города Москвы и мгновенно оперировать локальными пробочными ситуациями. Фактически, при желании Мэра Москвы г-на С.С. Собянина, и при определенных льготах на тот же интернет-трафик для владельцев уже действующих и эффективных для мониторинга видеокамер на домах, можно было бы сэкономить существенные деньги для городского бюджета. И вот еще существенная деталь, в таких домах все есть: и видеокамеры, и интернет, и охрана, следящая за работоспособностью видеонаблюдения. И если что-то поломалось, то жильцы быстро починят свою видеосистему наблюдения за подходами к подъезду. Налицо вся инфраструктура видеонаблюдения от коммуникаций до круглосуточного обслуживания видеонаблюдения.


Рис. 3 Подъезд с видеокамерами наружного наблюдения

А самое главное в этом предложении, очень быстро запустить видеомониторинг подавляющего большинства улиц и переулков центра Москвы, где работает до 40% москвичей и гостей столицы. Где сосредотачивается максимальный поток автомобилей, и высокий риск образования первичных пробок, предвестников локальных автомобильных коллапсов. Я, в воскресенье, специально прошелся по своему району в Хомовниках и поразился изобилию и концентрации видеокамер в проездных и транзитных переулках. У меня получилось, что на ряде улиц центра Москвы плотность видеонаблюдения составляет примерно 1 видеокамера на 15 погонных метров! Резерв для центра Москвы, уже действующего видеонаблюдения, колоссальный.

Еще одна проблема - оптимизация дорожного движения в столице, беспокоит подавляющее большинство горожан. Например, почему в 21 веке, когда уже оцифрованы с высокой точностью: Земля, Марс и другие планеты Солнечной системы (Рис. 4), мы не можем оцифровать город Москву и Московскую область для решения транспортных проблем. Ведь при современных технологиях видеонаблюдения из Космоса, можно с высокой точностью оцифровать все улицы, переулки, шоссе, магистрали нашей столицы, с точностью до сантиметра.


Рис. 4 Транспортная развязка Нью-Йорка

Помнится, несколько лет назад в СМИ уже обсуждались достижения нашего ВПК. Там описывалась реальная возможность нашей космической и оптической техники, увидеть по звездам на пагонах ранг владельца этих самых пагонов, стоящего, на плацу. Или совсем уж фантастическая возможность из Космоса, прочитать газетный шрифт за спиной, у неподозревающего об этом гражданина, мирно сидящего за столиком уличного кофе. Наверное, СМИ, все-таки, имели ввиду заглавные буквы газетных статей!? Тем не менее, эти заявления говорят о том, что ВПК уже достиг высочайшей точности наблюдения, а значит и фиксации объектов на земле с небывалой точностью из Космоса. Такие технологии, в виде конверсии, можно было бы использовать в гражданской сфере и применять их в борьбе с автомобильными пробками в мегаполисах России.

В частности, применив такие космические технологии, можно было бы раскроить с высокой математической точностью всю транспортную инфраструктуру Москвы (Рис.5). Рассчитать без ошибок необходимые размеры входящих и выходящих автомобильных трасс в центр Москвы и обратно. Оценить необходимые размеры внутренних транспортных колец, внутрь МКАД. И так далее, вплоть до ЦКАД - то есть до бетонки в Московской области. Рассчитать оптимальность различных пересечений улиц и переулков, магистралей и шоссе, радиусы скругления транспортных развязок и разворотов. Можно было бы зафиксировать все дневные пики и спады движения по всем магистралям Московского региона, Москвы и Московской области и всё это из Космоса. Запротоколировать из Космоса недельные и месячные циклы транспортной активности региона, а так же сезонные циклы перемещения автомобильного транспорта по переулкам, улицам, шоссе и магистралям Московского региона.


Рис.5 Транспортные развязки в Токио.

Много чего можно было бы подсчитать, смоделировать и оптимизировать в городе Москва, перед тем как начинать не всегда неэффективные, но всегда финансовоемкие автотранспортные проекты.