23.05.11

Контрактная логистика России глазами профессионалов

Елин В.А., Председатель Совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), кандидат технических наук.

«Смарт Лоджистик Групп» (SLG) еще в конце 2010 года вышла на полные обороты с 100% загрузкой всех своих логистических бизнесов. Сегодня этот уровень загрузки бизнеса поддерживается, и в относительных величинах можно сказать, что в SLG контрактная логистика составляет 22% от общего оборота компании, таможенная логистика занимает 9% от оборота, и 69 % на сегодня в доле оборота компании составляет доход от операций с офисной и складской недвижимостью. Не думаю, что такой расклад для наших интеллектуальных, технологических и финансовых возможностей приемлем. Причины понятны. Мы достаточно успешно пережили финансово-экономический кризис, делая все возможное, чтобы выжить в непростых условиях. За это мы так же благодарны предыдущему руководству компании «Евразия Логистик», а так же новым владельцам ПЛК «Северное Домодедово» и «Евразия М-4» и управляющим финансовой группой «БИН-Банк». До кризиса, соотношение в доле выручки SLG от контрактной логистики составляло более 35%, но тогда и доходы от логистики можно было реально получать, а затем реинвестировать в этот бизнес. Сейчас в логистической отрасли еще осталось некоторое влияние от эпохи мирового финансового кризиса, поэтому доходы многих компаний в контрактной логистике колеблются между небольшим убытком и минимальной прибылью. А ряд компаний, логистических операторов работают, что называется по нулям. Смотря с оптимизмом на рынок логистики России, мы верим, что доля в структуре компаний от логистических операций в 2011 году будет постепенно расти. Нам же хотелось добиться доли контрактной логистики на уровне 25%, а таможенной логистики на уровне 20 %, это вполне реально. Тем более, что SLG 29 апреля 2011 стала Федеральным таможенным представителем, без каких либо ограничений по таможенным операциям.

По сведениям годового аналитического отчета ЕАЛА логистического рынка России доля в управлении цепей поставок до кризиса колебалась в пределах 8-9%, и прогнозировалась после выхода из кризиса российской логистической отрасли на уровне 9-11% в 2011 году. Этот результат может быть проверен лишь в первом квартале 2012 года, когда будут сведены все статистические данные по отрасли в Росстате. Надо обязательно отметить, что управлением цепочек поставок могут заниматься высокопрофессиональные логистические 3РL-операторы, обеспечивающие высоко ассортиментные услуги глубокой переработки. Что же такое 3PL-операторы - эта аббревиатура от английского Third Party Logistics. Суть такой логистики заключается в следующем, когда логистический оператор предоставляет клиенту расширенный перечень логистических услуг, таких как международные и внутренние перевозки, таможенная очистка перевозимых грузов, складирование, перегрузка, обработка грузов, доставка груза до дверей клиента, а так же дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, с использованием профильных субподрядчиков. Получается, что логистический 3PL-оператор, это интегратор логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. В обычные, некризисные периоды деятельности, логистический 3PL- оператор в России может получать маржинальную прибыль в пределах 12-18%. Хотя отдельные операции при обеспечении управления цепочкой поставок могут приносить разновеликий маржинальный доход. Например, доход от таможенной логистики до 35%, от внутренних перевозок до 20%, от международных перевозок до 5-7%, а в некоторых случаях до 10-12% , по складским услугам в пределах от 12 до 30%.

Сегодня все крупные логистические операторы, работающие на российском рынке услуг, выполняют свои операции и бизнес-процессы на уровне Европейских, Американских и других зарубежных компаний-операторов. Они пользуются теми же технологиями и оборудованием, что и их зарубежные конкуренты. Уровень подготовки кадров так же идентичен, так как с начала 2000-х годов в России открылось много специальностей в различных вузах по логистическому профилю. Все российские логистические операторы добывают свой нелегкий хлеб в открытой конкурентной борьбе, в том числе в борьбе за клиентов с зарубежными логистическим операторами, работающими на российском рынке. Поэтому, разброс цен у разных логистических операторов одинаковой квалификации обычно невелик. Рынок все ставит на свои места, даже разница в 10-15% за одни и те же логистические услуги уже существенна для перехода от одного логистического оператора к другому. В целом, российские логистические операторы могут всё, что предлагается от зарубежных операторов, иначе можно проиграть конкурентную борьбу за клиента. Возможно, не все наши логистические операторы берутся за обеспечение всей цепочки поставок клиента, но это пока лишь экономический фактор. Дело в том, что чтобы обслуживать цепи поставок, логистическим операторам необходимо иметь возможности и квалификации позволяющие оказывать 3PL услуги. У зарубежных логистических операторов всегда было финансовое преимущество в виде длинных и дешевых кредитов, лизинга, оперативного доступа к современным технологиям для логистики. У них был доступ к зарубежным руководителям российских представительств и дивизионов. Многие зарубежные логистические операторы имеют бесценный опыт в логистике от 30 до 100 лет!!! Но и мы здесь в России, тоже не лаптем щи хлебаем! Бьемся на равных, хотя нелегко это без поддержки и специальных государственных программ.

Однако, стоит отметить, что мировой кризис прошелся как серпом по логистическим операторам всех мастей и рангов. Большое количество крупных и средних, локальных и региональных операторов прекратило свое существование, они разорились, либо перешли в другие отрасли народного хозяйства. Основная причина, это стабильный убыток на горизонте 2008-2009 гг., и, как результат огромные финансовые потери.

Не много о терминах для не специалистов и читателей Вашего уважаемого Портала. FMCG – это производная от fast moving consumer goods, то есть товары повседневного спроса, а ритейл в русском понимании, это торговля оптовая, розничная, любая. В этих понятных теперь для всех словосочетаниях, кроется львиная часть заказчиков логистических услуг у профессиональных операторов. И те и другие крайне важны для логистического рынка и они же активно формируют логистический рынок, как в России, так и за рубежом. Я не беру в расчет, такие финансово затратные и объемные вещи, как доставка углеводородов, руды, каменного угля, минеральных удобрений, леса и пиломатериалы, изделия из металла, емких и габаритных изделий для трубопроводов, буровых и т.д. Это отдельная область логистики, которая статически как раз и влияет на то, что всего около 10% контрактной логистики приходится на очень важный и интеллектуально емкий сегмент управления цепочки поставок. Прежде всего, благодаря своему гигантскому валовому объему в сравнении с действительно, пока не очень значительным объемом операций по управлению цепями поставок.

Но у нас все еще впереди!

Так вот, большая часть клиентов логистических операторов это производители, дистрибьюторы, и импортеры товаров зарубежного производства. Производители и дистрибьюторы российских товаров. И конечно, Гипермаркеты и супермаркеты, торговые центры и рынки, магазины шаговой доступности и т.д. Все они нуждаются в логистических услугах собственного или привлеченного производства, это уже другой вопрос. Стратегия у потребителей логистических услуг зависит от ряда критериев, ситуационных, финансовых, структурных. Данную тему стоит развить в отдельной статье.

Из регулярного, аналитического обзора логистического рынка России за 2010 год видно, что «доля отраслей в структуре внутреннего валового продукта России, представляющих интерес для логистики (потребительский сектор и торговля, промышленность, сфера услуг), составляет более 45%.»

Сегодня, что бы оценить долю рынка, занимаемую логистическими операторами России, входящими в ТОР-15, необходимо посмотреть на рейтинг, проводимый уже более 10 лет подряд КИА-центром совместно с ЕвроАзиатской Логистической Ассоциацией (ЕАЛА). Из него следует, что основные участники ТОР-15 имеют оборот по логистическим услугам не менее 500 млн. руб. в год. Общий годовой оборот за 2010 год, который обеспечили логистические операторы России ТОР-15, составил 160 млрд. руб., что всего на всего на 0.1% больше от предкризисного 2008 года. Если же говорить в целом о возможностях логистической отрасли России, то до кризиса её финансовая ёмкость составляла 83-86 млрд. $, то после кризиса она оценивается в пределах 90 млрд. $.