27.06.06

Бизнес по цепочке

Компании в последние годы активно строят цепочки поставщиков . Как далеко может зайти этот процесс, Гудку рассказал профессор, исполнительный директор немецкого Института управления цепочками поставок (Supply Management Institute, SMI) Кристофер Янс.

Чего не хватает российским компаниям для завоевания преимущества в тех отраслях, где они наиболее конкурентоспособны?

Чтобы иметь шансы обогнать конкурентов, они должны ориентироваться на самый передовой опыт управления. Двадцать лет назад маркетинг был основной дисциплиной для топ-менеджеров лидирующих компаний.

Десять лет назад ему на смену пришли политика привлечения в компанию самых лучших из доступных на рынке людей и финансовый менеджмент. Но и это уже в прошлом. Сейчас по всему миру лидеры делают упор на работу с цепочками поставок.

Теперь компании самостоятельно производят все меньшую долю в конечной продукции, а их вертикальная интеграция уменьшается. Зато растет интеграция цепочек поставок и логистика. Они становятся новым конкурентным преимуществом. В итоге число поставщиков возрастает, а связь между ними становится особенно важной.

Можете привести пример хорошей работы с поставщиками?

Если вы сейчас покупаете BMW серии 1, маленькую машинку, то только 15% стоимости этого автомобиля создает компания BMW. Вся остальная машина это вклад стратегических поставщиков. При этом в среднем по автомобильной промышленности доля самих компаний в конечной стоимости составляет 34%. Ясно, что у лидера гораздо более тесные связи с поставщиками, а вертикальная интеграция меньше.

Посмотрим на банки. Сам банк создает 82% от конечной стоимости продукта. Но даже у них есть логистика, ведь оставшиеся 18% от цены продукта они берут у сторонних компаний. Если бы автомобильная промышленность сохраняла такую же высокую степень интеграции, как в банковском секторе, то автокомпаниям пришлось бы до сих пор владеть лугами, на которых пасутся те коровы, из которых делают кожу для автомобильных сидений. Вот что означает влияние развитой цепочки поставок на организацию производства.

Если рассматривать другие отрасли, то в фармацевтической промышленности на производителя приходится не более 65% в стоимости конечного продукта, в химической 58 68%, в машиностроении чуть больше 50%, в строительстве 20 25%.

И наши исследования показывают, что в ближайшее время везде можно ожидать очень серьезного снижения доли добавленной стоимости, переносимой на последнюю ступень производства. Эта тенденция касается и России, правда, проявляется медленнее.

На наших глазах меняется взаимодействие компаний. Логистика и управление цепочками поставок становятся самыми важными звеньями в обеспечении конкурентоспособности бизнеса.

Как далеко может зайти процесс сокращения долей конкретных компаний в добавленной стоимости товаров и услуг?

До 10 15%, я полагаю. Porsche создают 9 11% стоимости своих автомобилей. И они очень довольны этим уровнем.

Можете ли вы привести конкретные цифры о влиянии системы логистики на российскую экономику?

Нет. Пожалуй, это хорошая тема для одного из наших будущих исследований.

Вы готовите специалистов по логистике. Как с этим обстоят дела в Германии?

Я встречался со многими руководителями компаний, все они говорят, что самая большая проблема это найти квалифицированных специалистов для каждого уровня принятия решений в логистике. В Европе давно существует специальность специалист по логистике , и право так называться дает соответствующий диплом Немецкой ассоциации логистики под эгидой Европейской логистической ассоциации. Сейчас мы планируем установить степень МВА в логистике для того, чтобы давать оценку высококвалифицированному персоналу. Есть еще дипломы для менеджеров среднего звена и только что введенный в Европе диплом для управляющего логистикой. Вся эта система может быть приведена в соответствие с российской спецификой.

Гудок ; 27.06.2006