Без России транзит не сложится
Без участия России успешное развитие транзита в странах Балтии в предстоящие годы невозможно. Латвии для дальнейшего развития транспортной и транзитной отрасли необходимо поощрять сотрудничество с Россией. К такому выводу пришло большинство экспертов в области развития транспортных систем из стран Балтии, России, Белоруссии, Финляндии и Польши. Многие из них единодушно отмечают, что транзитная отрасль в Прибалтийских государствах тесно связана именно с Россией. Они признают, что сегодня нельзя до конца реализовать ряд проектов, поскольку она в них не участвует.
Так, Россию собираются привлечь к участию в проекте Rail Baltica. Этот железнодорожный коридор единой линией должен связать страны Балтии, Польшу, Германию и, возможно, Россию и Финляндию. Эксперты считают, что Латвии следует использовать свое географическое положение. В настоящее время около 90% грузов, перегружаемых в латвийских портах, - транзитные. Приоритетом для латвийского транзита является привлечение грузопотоков из стран, не входящих в ЕС, и развитие логистики внутри страны. В качестве позитивного примера названы Нидерланды, которые, будучи небольшой страной, контролируют 60% мирового рынка цветов.
В Латвии считают, что в будущем Евросоюз, полноправным членом которого она является, станет одним из наиболее динамичных регионов мира. Однако этой цели не достичь без сотрудничества с восточными соседями. В отношениях Латвии и России должен доминировать конструктивный диалог, а не лозунги политиков. Только это позволит повысить конкурентоспособность балтийских портов, эффективность использования нефтепроводов, совместимость железных дорог, даст новый импульс в сферах информационных технологий.
Между тем сами латвийские эксперты признают, что на территории автотрассы от пограничного перехода Терехово в движении транзитных грузов существуют проблемы. Ситуация должна улучшиться после преобразования дороги в скоростное шоссе. Проект будет реализован до 2010 года с привлечением средств фондов Евросоюза. Уже начата работа по автоматизации системы управления движением поездов, планируется развитие скоростной железнодорожной линии на Санкт-Петербург, что важно для передвижения и туристов, и грузов.
По мнению Всемирного банка, в республиках Прибалтики сравнительно хорошее состояние главных дорог, имеются удобные порты, высококвалифицированные специалисты и удобное географическое расположение. К недостаткам Латвии, например, можно отнести плохое состояние дорог второй категории, устаревшие таможенные процедуры, низкие стандарты безопасности и дефицит железных дорог. Все эти аспекты тормозят развитие транзитного бизнеса. Особо специалисты отмечают, что рост добычи нефти в России стимулирует увеличение ее экспорта, аналогичная ситуация и с другими видами сырья. Эксперты признают, что развитие транзита на Балтике весьма зависит от объемов грузов, поступающих из России.
Специалисты по таможенным вопросам из России, Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии уверены, что нужно как можно быстрее решать проблемы повышения эффективности таможенных процедур. Поскольку в данной отрасли довольно много неурегулированных межгосударственных вопросов. Несмотря на живейший интерес, высказываемый российским бизнесом к сотрудничеству со странами Балтии, приходится констатировать: политическая составляющая в Прибалтике сегодня слишком сильна, а это серьезно мешает взаимодействию.
По оценкам экспертов, в 2010 году переработка грузов в российских МТП достигнет 542 млн. т, в 2004-м она составляла 355,9 млн. Доля прибалтийских портовиков в перевалке наших внешнеторговых грузов сократится с 20% в 2004 году до 10% - в 2010-м. За минувший год через морские порты было перевезено российских внешнеторговых грузов 420,4 млн. т, что на 63,8 млн. больше показателя 2003 года. Грузооборот увеличился за счет роста потоков сухих грузов (на 32,7 млн. т) и наливных (на 31,1 млн. т). Через зарубежные порты перегружено 84,8 млн. т российских грузов, на 3,4 % меньше, чем в 2003-м. Сокращение произошло за счет снижения перевозок нефти и нефтепродуктов на 23,6%. Объем перевалки угля и химических минеральных удобрений вырос на 48,3% и 16,6% соответственно.
Петр РОДИОНОВ
Журнал Таможня 10 от 24.05.05