22.09.08

Без портов как без порток

Достаточно бурный экономический рост России со всей очевидностью требует значительного развития морских перевозок. Российская Федерация - одна из крупнейших морских держав, однако ей предстоит сделать очень многое, чтобы полностью реализовать свой потенциал в этой области. Конечно, есть позитивные изменения. "Грузооборот портов РФ в 2007 году составил 541 миллион тонн, что на 12% выше максимального объема перевалки грузов всеми портами СССР в наиболее благоприятный период – 1990 год", - сообщил руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко в начале сентября на Международном форуме "ЮгТранс-2008: Диалог морских держав". Однако за последние восемь месяцев грузооборот российских морских торговых портов увеличился всего на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (303,7 млн тонн). Особую тревогу вселяет то, что на общем фоне повышения грузооборот портов Южного бассейна напротив снизился почти на процент (105,4 млн тонн). А показатели крупнейшего южного порта Новороссийск вообще упали на 2,2% (74,3 млн тонн).

Несмотря на это, если верить проекту экономической стратегии развития Южного федерального округа (ЮФО), к 2025 году дефицит портовых мощностей на Юге составит 27–47 млн тонн. Спрос на грузовые перевозки водным транспортом особо возрастет в Ростовской области (в 4,2 раза), в Краснодарском и Ставропольском краях (соответственно в 3,8 раза в 3,7 раза), Дагестане (в 3,4 раза), Волгоградской области (в 3,2 раза). Уже сегодня Юг России стал одним из ключевых регионов морской торговли. В прошедшем году грузооборот его портов составил почти 162 млн тонн - около 36% от общероссийского. Другими словами, в настоящее время больше трети торговых морских операций приходится на ЮФО.

Однако нынешние мощности южных портов неспособны служить базой для претворения в жизнь столь масштабных экономических программ. Если взглянуть на ситуацию трезво, окажется, что почти три четверти морского грузооборота ЮФО сегодня осуществляется через порт Новороссийска. Такая фактическая монополия ненормальна. России на Юге необходимо несколько крупных водных терминалов. В связи с этим у государства есть своя стратегия развития транспортной инфраструктуры южнороссийского Черноморского побережья, которую на недавнем совещании президента РФ с членами правительства озвучил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, а также председатель Морской коллегии при правительстве РФ Сергей Иванов: "Кроме Новороссийска, у нас есть планы по Тамани, развитию портов на Азовье, включая Ростов, чтобы увеличивался грузооборот наших портов и создавались очень привлекательные условия, чтобы перевозчикам - российским и иностранным - было выгодно переваливать грузы через наши порты".

Уже сейчас заявлено о ряде проектов такого рода. Правда, значительная часть из них вряд ли будет представлять конкуренцию ОАО "НМТП" (Новороссийский морской торговый порт). Так, ОАО "СовфрахтШиппинг" планирует стать крупнейшим акционером Ейского морского порта, заняться его реконструкцией и модернизацией. Но цель компании - расширение собственного влияния в Краснодарском крае. На большее у мелководного Ейска (глубина канала – 4,2 метра) перспектив нет: он не в состоянии принять судно водоизмещением свыше 5 тысяч тонн. Расширять небольшую территорию с шестью причалами некуда. Да и причалы эти не позволяют использовать технику последнего поколения - мобильные краны и манипуляторы.

Далеко от глобальных планов и ООО "Мактрен-Нафта", которое вложило 2 млрд рублей в порт Темрюк (Краснодарский край). Компания инвестирует лишь строительство терминала по отгрузке сжиженных углеводородных газов. В прошлом году уже запущена первая очередь с годовой мощностью 300 тысяч тонн газа. Между тем, гендирекотор ОАО "Союзморниипроект" Феликс Аракелов считает оптимальным местом для строительства порта озеро Соленое в Темрюкском районе: "Строительство порта здесь могло бы решить проблемы специального угольного комплекса, перегрузки контейнеров, а также важный стратегический вопрос - здесь могут размещаться корабли Военно-морского флота". Однако, по его словам, данный проект пока "висит в воздухе".

Создание грузового терминала порта Сочи, разумеется, тоже не в счет: грузоперевозки в курортной зоне вряд ли имеют перспективы развития, разве что на период строительства олимпийских объектов.

Остаются два достаточно амбициозных проекта. Хотя ни один из них не сравнится по объемам грузооборотов с Новороссийском, но все же заявки весомые. Первая - создание мультимодального транспортного логистического узла "Ростовский универсальный порт" в Ростове-на-Дону на базе портово-промышленной зоны "Заречная". В сентябре этот проект был включен в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Порт с общим объемом переработки грузов 16,5 млн тонн в год привлечет новые грузопотоки из черноморских портов и переориентирует на перевалку в Ростовскую область грузы, идущие через Северо-Западный транспортный коридор. В его состав войдут технопарк, три логистических центра, два контейнерных терминала, комплекс генеральных грузов, лесной терминал и комплекс стройиндустрии. Универсальный порт будет расположен на пересечении водных, железнодорожных и автомобильных путей, обеспечивающих транспортировку грузов из внутренних районов России и стран прикаспийского региона в Европу и Средиземноморье. "Поскольку наша страна не так давно ратифицировала Будапештскую конвенцию, теперь единая глубоководная система России интегрирована в единую глубоководную систему Европы. Согласно конвенции российские суда могут ходить по Дунаю и Рейну - это даст дополнительный грузопоток", - прокомментировал перспективы будущего порта депутат Госдумы от Ростовской области, председатель подкомитета по внутренним водным путям и гидротехническим сооружениям Федор Швалев.

Но еще более масштабные планы хотят реализовать кубанские власти при помощи федерального центра на Таманском полуострове. Здесь стоит задача создать мощный портовый узел Тамань-Новороссийск-Сочи, который составит конкуренцию украинским портам Черноморья. В рамках проекта на Таманском полуострове запланировано возведение крупного портового комплекса по перевалке зерна, сжиженных углеводородов, аммиака, нефти и нефтепродуктов. Один из возможных инвесторов строительства морского комплекса - ООО "Союзресурс". Российская нефтяная компания "Таманьнефтегаз" реализует проект "Русский мир", включающий модернизацию железнодорожного сообщения с полуостровом. Стоимость проекта – 250-300 млн долларов. Международная финансовая корпорация (подразделение Всемирного банка, которое занимается частными инвестициями) финансирует строительство нефтяного терминала. Кроме того, подписано инвестиционное соглашение между Краснодарским краем и ООО "ОТЭКО-Портсервис" о строительстве грузового терминала в порту Тамани грузооборотом 30 млн тонн в год, который обойдется в 25млрд рублей.

Правда, таманский проект вызывает серьезное противодействие со стороны экологов. Они считают, что строительство терминалов, через которые пойдут нефть и газ, угрожает богатейшим рыболовным угодьям и уникальной природе полуострова. "Экологическая вахта по Северному Кавказу" и другие общественные организации добиваются прекращения строительства нефтегазовых транспортных терминалов в Тамани.

Но цена вопроса велика. Дело не только в потенциально высокой рентабельности южных морских портов (от 35 до 40%). Главное - укрепить и расширить морскую торговую мощь страны на ее южных рубежах.

Interfax-Russia.ru; 22.09.08