12.07.06

Беспошлинный бензин погоды не сделает

Для того чтобы частично сбалансировать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, Минэкономразвития предлагает отменить 5-процентную пошлину на импортируемый в Россию бензин. Эксперты уверены, что действия чиновников не окажут серьезного влияния на рынок, так как в структуре спроса доля импортного бензина крайне мала. Однако отмена ввозной пошлины может стать хорошим стимулом для российских компаний к повышению качества бензина.

Ликвидировать пошлину на импорт нефтепродуктов, которая сейчас составляет 5%, глава Минэкономразвития Герман Греф пообещал еще в марте, заявив, что до середины апреля правительство примет соответствующее решение. Вчера в Минэкономразвития подтвердили, что в ближайшее время предложение по отмене импортной пошлины на бензин обсудит на своем заседании межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за январь-май 2006 года в Россию было ввезено 2,7 тыс. тонн автомобильного бензина. Для сравнения, за аналогичный период 2005 года было импортировано 2,9 тыс. тонн бензина, а по итогам года - 8,3 тыс. тонн. В то же время в 2005 году, по данным Министерства промышленности и энергетики, в России было произведено почти 32 млн тонн бензина. На этом фоне, говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Геннадий Сергиенко, объем ввозимого бензина практически не играет никакой роли ни для потребителей, ни для отечественных нефтяных компаний. Импортный бензин достаточно дорогой, с учетом его транспортировки, комментирует он, и если цена на него будет снижена за счет отмены импортной пошлины, то она все равно не сравняется по стоимости с отечественным бензином. "В Москве импортного бензина нет вообще",- добавляет он.

В свою очередь аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев отмечает, что импортный бензин в основном поступает из Финляндии в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. "Импортный бензин, по всей видимости, покупают те автомобилисты, которые хотят быть уверены в его качестве и готовы переплачивать деньги. А таковых не так много",- говорит он. К примеру, 98-й бензин компании, поставляемый из Финляндии на заправки Северо-Западного региона, стоит 28 руб. за литр.

Между тем аналитик ИК РИМ Михаил Армяков считает, что отмена импортной пошлины на бензин подтолкнет нефтяные компании повысить качество производимого бензина, которое сейчас значительно уступает импортному топливу.

"Возможно, отмену импортной пошлины на бензин правительство расценивает как некий стимул для нефтяных компаний, которые станут больше вкладывать средств в модернизацию производств и тем самым повышать качество бензина",- говорит эксперт. В свою очередь главный специалист аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин отмечает, что нововведения сыграют на руку тем отечественным компаниям, которые имеют НПЗ за рубежом. К таковым, например, относятся ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР.

Примечательно, что еще в марте глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов прогнозировал, что именно невысокое качество отечественного бензина станет одной из основных причин увеличения импортных поставок в Россию в ближайшие годы. Дело в том, что сроки строительства нового или реконструкции старого НПЗ в среднем составляют семь лет. И если темпы модернизации останутся прежними, то Россия в 2009-2010 годах станет перед необходимостью импортировать светлые нефтепродукты.

Бизнес 12.07.06