08.12.14

Бережливая логистика

Зарабатывать можно не только на перевозках, но и на оптимизации издержек грузовладельца

Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 года намечена поэтапная трансформация холдинга в современную высокоэффективную транспортно-логистическую компанию. Ключевое место в этом процессе отведено дочернему обществу «РЖД Логистика», которое было создано в 2010 году. Чего удалось ему добиться за это время и каковы перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг – об этом наша беседа.

– Скажите, с чего начиналась «РЖД Логистика» четыре года назад и чего за это время она достигла?

– Начинали с малого – с экспедирования грузов.

И это вполне объяснимо, поскольку не было опыта, соответствующих кадров, наработанных связей. Да и обороты были небольшими. Например, в 2010 году мы отгружали всего около 3 тыс. вагонов в месяц, а количество операций не превышало трёх-четырёх. Но для начинающей компании это было неплохим результатом. А сегодня мы ежемесячно отгружаем до 80 тыс. вагонов, а количество услуг приблизилось к 150. Выросла и клиентская база. Нашими услугами пользуются такие промышленные гиганты, как ЕВРАЗ, «Сибирский Антрацит», «СДС-Уголь», «Сибуглемет», СУЭК и другие.

Например, первый этап сотрудничества с нашим главным партнёром – холдингом «ЕВРАЗ» – мы начинали с анализа логистики существующих грузопотоков на предприятии, искали точки оптимизации. И вот результат нашей работы: по итогам января – августа 2014 года грузооборот «ЕВРАЗ НМТП» (Находкинский морской торговый порт) составил 3,4 млн тонн угля, что на 42% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Как за эти годы изменились рынок и запросы клиентов?

– Если раньше мы ограничивались транспортировкой грузов, складированием и экспедированием, то теперь речь идёт о предоставлении целого комплекса услуг.

И это требование наших клиентов. В настоящее время ОАО «РЖД Логистика» реализует масштабный проект, аналогов которому в холдинге ещё не было. Компания оказывает комплекс услуг по организации процессов, связанных с доставкой сырья и вывозом готовой продукции для крупнейшего в мире завода по производству крупного листового стекла «Гардиан стекло Ростов» (город Красный Сулин, Ростовская обл.). К реализации проекта компания приступила в июле 2012 года, получив контракт на оказание услуг внешней off-site-логистики. А в июле 2013 года был заключён новый контракт на организацию внутренней on-site-логистики непосредственно на территории предприятия. Таким образом, «РЖД Логистика» управляет движением сырья и готовой продукции завода и при этом выполняет операции, связанные с подачей-уборкой вагонов. Наша компания не только выступает в качестве грузоотправителя и грузополучателя, но и обеспечивает подвижным составом. В комплекс услуг входят также предоставление штата квалифицированных работников – приёмосдатчиков, машинистов локомотива, составителей поездов, маневровых диспетчеров, операторов, содержание и ремонт пути необщего пользования, оформление перевозочных документов, взаимодействие с перевозчиком и таможенными органами. Обслуживание завода собственным локомотивом и составительской бригадой с правом выезда на пути станции позволяет осуществлять почасовое планирование подачи вагонов с определённым сырьём под выгрузку.

Мы уже не зарабатываем деньги на перевозке грузов – это задача перевозчиков. Доходы компании формируются за счёт оптимизации издержек грузоотправителя и грузополучателя на всём пути следования груза.

– Пользуетесь ли вы другими видами транспорта?

– Наша главная задача как дочернего предприятия ОАО «РЖД» – привлечь как можно больше грузов и клиентов на железные дороги. В то же время мы готовы сотрудничать и с другими перевозчиками, например автотранспортниками, речниками, если того потребуют интересы наших клиентов.

– Как вы относитесь к тому, что некоторые грузоотправители предпочитают пользоваться автотранспортом, поскольку это быстрее, удобнее и дешевле. Получается, железные дороги проигрывают конкуренцию в отдельных сегментах?

– Рынок есть рынок, каждый сам выбирает себе перевозчика. В этой связи приведу свежий пример из нашей практики. У нас был клиент – солидная компания со своими подъездными путями длиною почти 40 км, что было очень удобно для подвоза и вывоза готовой продукции. Представляете, какой капитал – эта инфраструктура?! И вдруг грузоотправитель отказался от услуг нашей компании и перешёл к автотранспортникам, мотивируя своё решение тем, что у них перевозки дешевле, а значит, выгоднее. При этом они совершили, на мой взгляд, необдуманный шаг – взяли и разобрали все пути, сдав рельсы на металлолом. Прошло время. Цены на топливо выросли, изменились и тарифы на услуги автоперевозчиков: они увеличились. И стало уже не так выгодно ими пользоваться. Компания готова к нам вернуться, но услуги на организацию их внутренней логистики будут, понятно, стоить уже выше из-за отсутствия подъездных путей. Это к вопросу о дешевизне автоперевозок. Ситуацию надо просчитывать вперёд, учитывая все факторы и риски.

– Высказываются мнения, что транспортно-логистический рынок будет подталкивать компании и перевозчиков к созданию альянсов и прочих объединений со смежниками для решения задач по доставке грузов. Иными словами, автоперевозчики скоро будут вам не конкуренты, а партнёры. Вы согласны с такой постановкой?

– Нет, не согласен. Мы конкурируем с автоперевозчиками. И конкуренция эта довольно острая. Раньше заказывали автотранспорт для перевозки грузов на расстояние до 1500 км, сегодня речь идёт уже о 2000–2500 км. Это серьёзное расстояние для автомашины, учитывая нелучшее состояние нашей дорожной инфраструктуры.

Задача у нас одна – перевозка грузов. Но её выполнение существенно отличается. Конкуренция уже заложена в принципах построения работы с клиентом. Поясню: если клиент может заказать машину одним звонком диспетчеру и расплатиться наличными, то сформировать поезд таким методом по желанию грузовладельца не удастся. На железной дороге всё куда сложнее. Мы работаем открыто, прозрачно, без каких-либо серых схем. Следовательно, и начинать следует с заявки и далее идти по инстанциям. Очень часто клиент и не хочет вникать во все тонкости перевозочного процесса, он готов заплатить деньги дополнительно, чтобы получить качественную комплексную услугу. А наша задача – такую услугу ему предоставить.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг в условиях экономического кризиса и санкций, введённых в отношении России?

– Как ни парадоксально это прозвучит, но перспективы хорошие. Санкции санкциями, а крупные предприятия всё равно будут работать, производить свою продукцию, поэтому надо возить грузы. Но если раньше многие крупные холдинги сами занимались логистикой, то сейчас в целях минимизации расходов им придётся от этого отказаться, передав эту функцию профильным компаниям, например нам. Так что рынок транспортно-логистических услуг, может, и не будет очень бурно расти, но и не упадёт, сохранив определённую стабильность. Резких падений не будет. Таков наш прогноз, и я полагаю, что он сбудется.

Гудок