04.06.14

Белорусские грузоперевозчики работают лучше партнеров

В споре рождается истина. В процессе подготовки Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) горячих дискуссий было немало. Камнем преткновения стал и рынок грузоперевозок. А все потому, что уровень развития и конкурентоспособности игроков рынка во всех трех странах совершенно разный: если, например, наши грузоперевозчики по праву могут считаться лидерами, то казахстанские — явные аутсайдеры… Недостаточно уверенно чувствуют себя в этом бизнесе и россияне. Из-за своей слабости наши партнеры пошли самым простым путем — попытались закрыть свои рынки.

Обсуждение условий работы перевозчиков на территории «тройки» иногда напоминало ситуацию, описанную в известной басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Главная идея и задачи, которые рассчитывала реализовать наша страна в ЕАЭС, — создание равных условий для всех участников «тройки». Стремления вроде бы благородные. Но российские и казахстанские партнеры согласились далеко не на все просьбы и требования нашей стороны.

Стоит признать: белорусские грузоперевозчики работают лучше партнеров. Да, перед нашими компаниями стоят кадровые проблемы, у них появились новые расходы в виде роста цен на топливо и утилизационного сбора. Но даже при всех этих нюансах они выдерживают конкуренцию. При рентабельности 2,8 % на экспорте услуг автотранспорта в прошлом году стране удалось заработать более $ 1,1 млрд.

А вот в сфере грузоперевозок в России сформировалась явно непростая ситуация. Местная Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АМАП) судится с Федеральной таможенной службой (ФТС) по поводу ограничений на пользование книжками МДП (документ таможенного транзита, подтверждающий уплату таможенных пошлин и налогов). Пока вопрос не решен окончательно, но чтобы было понятно, чем это грозит российским перевозчикам, поясню: без этой бумажки грузовая машина с российскими номерами не сможет пересечь ни одну европейскую границу. В Международном союзе автомобильного транспорта (МСАТ) уже пригрозили исключить страну из числа своих членов. Если это произойдет, российские игроки в прямом смысле потеряют весь международный рынок, ведь именно союз выдает разрешения на проезд по территории других стран. Стоит добавить, что финансовое состояние большинства российских перевозчиков сейчас не ахти: предприятия чрезмерно закредитованы, а конкуренция выросла, так как на рынок приходят участники из Польши и стран Прибалтики, у которых цены на услуги гораздо ниже.

Как же эта ситуация коснется Беларуси? Во-первых, российские перевозчики уже начали регистрировать компании в нашей стране, которая является членом МСАТ и в этом плане чувствует себя уверенно. Во-вторых, не получится ли так, что нам придется делиться своим куском пирога с конкурентами? Председатель БАМАП Николай Боровой развеивает такие опасения: «ЕАЭС предоставляет все возможности для того, чтобы капитал свободно перемещался внутри трех стран. Если россияне придут к нам работать, мы не станем возражать, а поприветствуем их: дополнительные налоги получит белорусский бюджет». Действительно, опасаться, что наш рынок займут партнеры по ТС, не стоит. Практика уже показала: только отмена границы между Россией и Беларусью при всех существующих налогах увеличила эффективность работы наших грузоперевозчиков на 20 %.

Но делить партнерам уже есть что. Так уж получается, но российская и казахстанская стороны создают искусственные административные барьеры, которые препятствуют ввозу товаров из третьих стран… Страны—участницы ЕАЭС достигли согласия на выполнение грузоперевозок на безразрешительной основе между собой и в случае транзита через территорию других стран—участниц союза. Но добиться полной либерализации по вопросу грузоперевозок в/из третьи страны и ликвидировать разрешительную систему полностью пока не удалось. Осложняют создание единого транспортного пространства и другие моменты. Начиная от несоответствия масс и габаритов транспорта в разных странах и заканчивая несоответствием правовой базы. В Минтрансе радуются другому моменту: нашей стране удалось хоть немного продвинуться по вопросам осуществления каботажных перевозок. О чем идет речь? Например, белорусская машина доставляет груз в дальний регион России и Казахстана, возвращается назад пустой. Было бы логично взять по пути дополнительный груз. Но оба государства препятствовали такой возможности. Начальник Управления внешнеэкономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Негрей говорит о том, что либерализация будет проходить в три этапа: «С 2016 года белорусские перевозчики смогут перевозить попутный российский груз из любой точки России по направлению к Псковской, Брянской или Смоленской областям. С 2020 года появится возможность произвести одну перевозку в любом направлении внутри страны за один рейс. А в 2025 году к этим договоренностям присоединится Казахстан, именно тогда ограничения на каботажные перевозки в рамках ТС будут полностью сняты по примеру Евросоюза. Сейчас мы работаем над тем, чтобы можно было ускорить эти процессы». Понятно, что достигнутые договоренности являются компромиссными, и для некоторых сторон эти решения давались непросто. Правда, российская сторона пообещала в ближайшие годы увеличить квоту на выдаваемые разрешения для наших перевозчиков, которых сегодня они получают около 70 тыс.

А что же казахстанский рынок? Тамошние экспортеры решили пока взять тайм-аут. Подключаться к либерализации рынка автоперевозок они намерены не ранее 2025 года. Местные компании практически неконкурентоспособны, а потому им требуется время поднабраться сил и опыта, чтобы была возможность конкурировать с партнерами на равных. К слову, что касается каботажных перевозок, то если белорусские игроки ждут либерализации в этом вопросе как манны небесной, то казахстанские участники в ужасе от этих перспектив. Именно рынок грузоперевозок здесь считают стратегически важным для экономики страны и не хотят ни с кем делиться коврижками.

Остается надеяться, что со временем стороны действительно начнут работать лишь в направлении либерализации рынка, а не будут изо всех сил давить на рычаги лимитов и ограничений.

Республика (Минск)