19.05.10

Белорусская ж/д создает предпосылки для наращивания транзита

По итогам работы дороги за 4 месяца 2010 года транзитом было перевезено 15,8 млн. тонн грузов или 109,2% к аналогичному периоду прошлого года.

В 2009 году доля транзита в общем объеме перевозок составила 33%, по итогам работы за 4 месяца 2010 года -37,2%. Наибольшие объемы транзитных перевозок осуществляются в сообщении с Россией, Латвией, Польшей, Литвой и Украиной. С начала 2010 года наметилась устойчивая динамика роста транзитных перевозок с Россией (рост на 10,1%), Польшей (на 21,8%), Литвой (на 14,2%), Эстонией (на 47%), с Германией в 2 раза и Чехией в 5, 7 раза.

Также с начала года выросли объемы перевозок таких массовых грузов как: каменный уголь, нефтегрузы (рост в 1,5 раза), черные металлы (рост в 1,7 раза), руда (рост в 7,7 раз), химикаты, сода и др. Одним из самых перспективных является развитие транзитных перевозок на калининградском направлении (доля от всего транзита -31%). Развитию этих перевозок способствует проводимая Белорусской железной дорогой политика, направленная на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область, включая ее порты. За 4 месяца 2010 года объемы транзитных перевозок в сообщении с калининградской областью через Беларусь выросли в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Большое значение Белорусская железная дорога придает привлечению грузопотоков по международным транспортным коридорам.

В сообщении Восток-Запад-Восток, в том числе в рамках II транспортного коридора, через белорусско-польские погранпереходы (перевозимый объем составляет 17 % от всего транзита). За 4 месяца 2010 года в сообщении Восток - Запад - Восток транзитом перевезено порядка 2,7 млн. тонн грузов, что составляет 126,8 % к аналогичному периоду прошлого года.

В данном сообщении Белорусская магистраль имеет достаточно развитую складскую инфраструктуру, эффективную технологию перегруза и передачи вагонов. Все это совместно с современным информационным и правовым обеспечением создает благоприятные предпосылки для значительного наращивания грузовых транзитных перевозок.

Складские помещения в Бресте (крытые склады и открытые площадки) позволяют разместить в таможенном режиме склада временного хранения около 100 тыс. тонн различных грузов. Существующие перегрузочные и передаточные мощности уже сейчас позволяют перерабатывать в 2 раза больший грузопоток.

В целях привлечения дополнительных грузов, следуемых в сообщении Восток-Запад-Восток через Брестский пограничный переход создано предприятие "Брестгрузтранслогистик", а через пограничные переходы Гродненской области "Барановичский грузовой центр транспортной логистики".

Одним из наиболее эффективных факторов, влияющим на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов транзитных грузовых перевозок и доходов от них является тарифная политика, проводимая Белорусской железной дорогой. Для наиболее значимых грузов применяются специально разработанные понижающие коэффициенты и фиксированные ставки по конкретным маршрутам.

В течение 4 месяцев (январь-апрель) 2010г. в целях создания конкурентоспособных тарифных условий и привлечения дополнительных объемов перевозок Белорусской железной дорогой установлено дополнительное снижение тарифов на перевозки ряда транзитных грузов. Снижение тарифов составляет от 9 до 70% в зависимости от наименования и маршрутов перевозки, что позволит привлечь дополнительный объем транзита.

Важными направлениями транзитных возможностей Белорусской железной дороги является ее техническое перевооружение. В этой связи на белорусской магистрали продолжаются работы по созданию цифровой сети связи и передачи данных с включением ее в единую сеть железных дорог стран СНГ и Балтии. Завершено строительство цифровых систем передачи на участке госграница РФ-Орша-Минск-Брест, цифровая сеть охватывает все шесть отделений дороги и связана с Центром управления перевозками. Проводятся работы по обновлению подвижного состава. Заключены контракты на закупку новых локомотивов, способных осуществлять перевозки грузовых поездов массой до 7 тыс. тонн и длиной до 1500 метров. Продолжаются проектные работы по электрификации участка Жлобин-Осиповичи. В дальнейшем на белорусской магистрали будут продолжены работы по электрификации участков Жлобин-Гомель, Жлобин-Калинковичи с выходом на границу с Украиной. Прорабатывается вопрос о дальнейшей электрификации белорусской магистрали в направление Вильнюса.

Реализуется Программа развития железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе на 2007-2015 годы.

В настоящее время Белорусская железная дорога совместно с причастными разрабатывает проект Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Также участвует в разработке Концепции проекта Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Белорусская железная дорога заинтересована в увеличении транзита и создает необходимые предпосылки и условия для увеличения объемов перевозок и ускорения продвижения грузов.

Trans-Port; 19.05.10