Белоруссия нашла альтернативу российской нефти в Норвегии
Минск купил в Норвегии первую партию нефти, схожую по своим характеристикам с российской. Ее поставят в страну по железной дороге, после чего направят на НПЗ в Новополоцке, который пока работает на российском сырье
Белорусская нефтяная компания (БНК) закупила 80 тыс. тонн нефти в Норвегии, сообщает «БелТА» со ссылкой на пресс-службу концерна «Белнефтехим».
«Белорусская нефтяная компания закупила партию норвежской нефти. Речь идет о 80 тыс. т. Она предназначена для переработки на «Нафтане», — приводит агентство сообщение пресс-службы.
«Нафтан» — это один из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов, расположенный в Витебской области. Он обеспечивает переработку поступающей из России нефти и ее дальнейший реэкспорт в страны Евросоюза. На экспорт уходит порядка 60% продукции завода.
По данным Reuters, Белоруссия закупила норвежскую нефть с месторождения Johan Sverdrup в Северном море. Разработка этого месторождения началась в октябре 2019 года. S&P Global называло его «гигантским», указывая на то, что к февралю объем добычи на месторождении может достичь 400 тыс. баррелей в сутки, потенциально он может дойти до 660 тыс. баррелей.
Фактический объем переработки нефти на «Нафтане» составляет около 9 млн тонн в год, в перспективе его рассчитывают повысить до 12 млн тонн. Таким образом, среднесуточный объем переработки нефти на заводе составляет порядка 25 тыс. тонн, а размер закупленной в Норвегии партии нефти немногим превышает трехдневный объем перерабатываемой нефти. В начале января заместитель председателя «Белнефтехима» Владимир Сизов сообщал, что в январе Минск рассчитывает получить от России 650 тыс. тонн нефти при объеме первой партии в 100 — 130 тыс. тонн.
Как отмечает Reuters, Белоруссия и ранее пыталась импортировать сорта нефти, альтернативные российской Urals, например легкие сорта Santa Barbara и Azeri Light. Однако все эти поставки носили «эпизодический и демонстративный характер», пишет Reuters. Нефть Johan Sverdrup по своим характеристикам сходна с российской Urals и может конкурировать с ней, отмечает агентство. Однако стоимость поставок альтернатив российской нефти всегда превышали стоимость сырья, закупаемого в России. Та же самая ситуация и с норвежской Johan Sverdrup: источник Reuters в порту Клайпеда рассказал, что поставки нефти по железной дороге в Новополоцк, где расположен НПЗ, обойдутся существенно дороже, чем поставки сырья по российским нефтепроводам. Транспортировка цистернами повысит стоимость нефти на 20$ за тонну.
Источники агентства полагают, что продавцом партии нефти могла выступить компания Total. Эта компания является одним из операторов месторождения Johan Sverdrup наряду с норвежскими компаниями.
«Ждем эту поставку, а там дальше будем продолжать переговоры», — заявил представитель «Белнефтехима», отвечая на вопрос о возможности дальнейших поставок из Норвегии.
Спор Минска и Москвы из-за нефти связан с ценой сырья: белорусская сторона настаивает на поставках по внутрироссийской цене. В конце декабря на фоне неудачных переговоров о заключении долгосрочного контракта о поставках российской нефти президент страны Александр Лукашенко распорядился начать поиски альтернативных поставщиков сырья для белорусских НПЗ. Тогда же он отмечал, что для поставок нефти может быть использована схема с транспортировкой по железной дороге из портов балтийских стран.
В середине января первый вице-премьер республики Дмитрий Крутой сообщил, что Минск направил коммерческие предложения о покупке нефти всем потенциальным поставщикам: на Украину, в Польшу, странам Балтии, в Казахстан и Азербайджан. На следующий день министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев сообщил, что для обсуждения в страну может быть направлена делегация из Минска. «Мы организуем встречу с ресурсодержателями, если кто-либо из нефтяных компаний изъявит желание при экономически выгодной цене или при условиях, которые их удовлетворяют», — указал он.
В польской компании PERN, которая является оператором нефтепровода «Дружба», заявили, что поставить белорусской стороне сырье по трубопроводу невозможно из-за особенностей технической инфраструктуры.