24.10.17

Белоруссия надеется на транспортный коридор «Север-Юг»

REGNUM Россия, Белоруссия, Азербайджан и Иран все же решили взяться за международный транспортный коридор «Север-Юг». Возможность развития данного направления обсуждалась на рабочей встрече руководителей железнодорожных ведомств четырех стран, состоявшейся 23 октября в Риге в рамках 67-го заседания Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Прибалтики, передаёт агентство Trend.

Во встрече приняли участие председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, гендиректор Иранской железной дороги Саид Мохаммадзаде и президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Главной темой обсуждений стала перспектива развития коридора «Север-Юг» и строительство участка железной дороги Решт-Астара. Стороны договорились создать рабочую группу по вопросу развития транспортного коридора и подписали соответствующий протокол. Внимание логистических компаний планируется направить на создание постоянных транспортных услуг, применение тарифов, которые бы устраивали все стороны. Кроме того, планируется упростить процедуры таможенного оформления грузов.

Представители России, Белоруссии, Азербайджана и Ирана согласились, что достроить и ввести в эксплуатацию недостающий участок коридора — железную дорогу Решт-Астара необходимо, поскольку удешевление грузов и ускорение их перевозки между странами Европы, Южной Азии, Персидского залива зависит от создания прямой железной дороги.

С начала 2017 года перевозки грузов по коридору «Север-Юг» уже выросли на 21,6% и составили 4,7 млн тонн, а по сравнению с 2016 годом объем контейнерных перевозок увеличился в 2,4 раза. Так, с января этого года по коридору перевезли в общей сложности более 7 тысяч контейнеров.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, международный транспортный коридор «Сервер-Юг» — это совместный проект России, Ирана и Индии по созданию нового коридора Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. Позднее к этому проекту присоединились Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Сирия. Коридор соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Так, железные дороги Азербайджана, Ирана и России объединят в одну. Планируется, что на первом этапе по «Север-Югу» будет каждый год транспортироваться 5 млн тонн грузов, позднее — более 10 млн тонн.

Инициативы по развитию этого коридора озвучивались давно, однако в конце прошлого десятилетия они почти сошли на нет. К этому добавились еще и международные санкции против Ирана. После того, как ограничения с ИРИ были сняты, новые пути сотрудничества вновь активизировались.

В августе 2016 года Россия, Иран и Азербайджан договорились принять меры по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе коридора «Север-Юг». 22 октября 2017 года стало известно, что теперь и Пакистан ведет переговоры с Азербайджаном, чтобы подключиться к этому транспортному направлению. Что касается Белоруссии, то в августе этого года Минск и Тегеран договорились совместно работать над проектом «Север-Юг». Они намерены создать Комитет по сотрудничеству в транспортной сфере.

Почему для Белоруссии важен этот проект? Коридор «Север-Юг» имеет большие перспективы в плане наращивания Россией и другими странами ЕАЭС продовольственного экспорта. В частности, поставки российского зерна на мировой рынок стабильно растут. Для Белоруссии же аграрно-продовольственный комплекс и вовсе — стратегическая отрасль, которой правительство уделяет отдельное внимание. К югу от Каспия находятся густонаселенные страны с высокими темпами демографического роста, где потребности в продовольствии быстро растут. Поэтому в плане экспорта продовольствия такой маршрут может заменить морские перевозки.