02.03.09

Балтия создаёт кооперацию

В Вильнюсе на международном саммите обсуждены условия для учреждения региональной Южно-Балтийской ассоциации интермодальных перевозок.

В её состав войдут специалисты транспортных компаний и логистики, национальных научных организаций, других заинтересованных коллективов. В итоге встречи проект положения о новой ассоциации одобрили представители России, Швеции, Германии, других стран.

Транспортная инфраструктура развитого государства сегодня немыслима без смешанных перевозок, пояснил «Гудку» сотрудник Латвийской академии наук доктор инженерных наук Виктор Кольчак. Они всё чаще используются на международных маршрутах. Ускорение и удешевление доставки грузов от изготовителя к потребителю по варианту «от двери до двери» привели к интегрированию транспортных систем.

Интермодальные или мультимодальные грузоперевозки даже в условиях кризиса остаются самым востребованным видом транспортно-логистических услуг. Однако при их организации приходится решать многие коммерческо-правовые, финансовые, экономические, организационные вопросы. Ведь речь идёт о системе доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу.

В области сотрудничества регионов Балтийского моря глобализация заставляет их перейти от моносекторной к мультисекторной кооперации, рассказал «Гудку» участник встречи специалист брокерской компании Рижского морского порта Юрий Захаров.

В отношении транспортно-логистических систем это означает переход к транснациональным цепочкам: производитель – коммуникация (информационные технологии, исследования) – транспортировка – дистрибуция и их развитие.

Один из важнейших факторов успеха в формировании таких цепочек – эффективное сотрудничество бизнес-структур, научных и административных учреждений. Но в Вильнюсе особо отмечено: эффективность сотрудничества достигается нелегко, поскольку невозможно избежать трудностей, обусловленных конфликтами интересов участников перевозочного процесса, подчеркнул г-н Захаров.

В регионе Балтийского моря налицо конфликты интересов между отдельными видами транспорта (например, железнодорожным и автомобильным), конкуренция между различными транспортно-дистрибуционными звеньями. Да и интересы государств Балтии или их регионов часто противоречивы. Нарастающий экономический кризис заставляет искать пути к выгодному взаимодействию, сделали принципиальный вывод участники саммита.

Как увязать взаимные интересы, показало успешное сотрудничество представителей бизнеса, а также науки и региональных администраций Швеции, Дании, Литвы в ходе подготовки стратегии коридора «Восток – Запад» в южном регионе Балтийского моря на 2006 – 2008 годы и плана совместных действий на 2008 – 2013 годы в рамках программы INTERREG III B, сообщил «Гудку» директор Клайпедского порта по маркетингу Артурас Друнгилас.

Этот проект получил высокую оценку в международном масштабе. Интерес к нему проявили и российские транспортники, которые одними из первых поддержали уставные требования новой ассоциации. В первую очередь усилия направлены на повышение общей конкурентоспособности региона Балтийского моря на международных рынках. Надеемся также совместными действиями смягчить последствия экономического кризиса.

Члены организуемой ассоциации рассчитывают получать помощь из фондов Евросоюза.

Для подготовки коллективной заявки на финансирование ЕС в Вильнюсе ранее уже собирались представители железных дорог Литвы, Швеции, России (Калининградской железной дороги) и Германии, а также представители дорожных, портовых, экспедиционных компаний и университетов заинтересованных государств.

Партнёры договорились о целях и основных действиях, которые будут осуществляться в ближайшие три года. Достигнута договорённость, что коридор «Восток – Запад» будет расширяться как зелёный транспортный коридор, при этом приоритет будет отдан мероприятиям, связанным с защитой окружающей среды, с развитием смежных видов транспорта, а также возможностью широко использовать современные информационные технологии.

Серьёзное внимание будет уделяться развитию интермодальных транспортных узлов этого коридора. По инициативе железных дорог Литвы решено и в дальнейшем развивать систему международных челночных поездов.

«Гудок», 02.03.2009