08.02.07

Балтийская таможня решила децентрализоваться

Вчера начальник Балтийской таможни Сергей Чижиков рассказал на пресс-конференции о ближайших перспективах деятельности своего ведомства. По его словам, таможня намерена вернуться к старой системе организации работы таможенных постов, а в декабре этого года в зоне деятельности Балтийской таможни могут появиться 2-3 инспекционно-досмотровых комплекса.

Крупнейшая в регионе Балтийская таможня начала экспериментировать с организацией таможенного контроля в 2003 году, в бытность начальником таможни москвича Юрия Рыбкина. Тогда взамен традиционных "территориальных" постов, выполнявших весь комплекс таможенных процедур, появились три специализированных поста -- фактического контроля, документального оформления и предварительных операций. По задумке реформаторов, все эти структуры должны были замыкаться на единый центр принятия решений, который должен был контролировать каждую операцию. На практике, как признался вчера Сергей Чижиков, новая система показала себя нежизнеспособной -- как в силу "человеческого фактора", так и из-за того, что новый Таможенный кодекс в принципе не предусматривает "сквозного" контроля прохождения товаров, не говоря уж о об отсутствии соответствующей технологической базы. В результате, по словам Сергея Чижикова, Балтийская таможня направила на рассмотрение Федеральной таможенной службы (ФТС) предложения по возврату к традиционной, "территориальной" схеме размещения постов.

Также господин Чижиков сообщил журналистам, что в настоящее время таможня уже получила оборудование для размещения стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). ИДК представляет собой мощную рентгеновскую установку, которая позволяет в считанные минуты "просветить" въезжающий в нее контейнер (вся процедура занимает 2-3 минуты, но на анализ полученной информации может уйти еще порядка получаса. -- Ъ). По словам начальника таможни, комплекс будет установлен на площадке Первого контейнерного терминала к декабрю 2007 года, сейчас идет согласование проекта строительства. Кроме того, в таможне надеются в будущем построить еще один ИДК на площадке Петролеспорта. Пока же там будет установлен передвижной мобильный ИДК.

Кроме того, Сергей Чижиков сообщил, что таможенникам совместно с другими правоохранительными органами удалось нормализовать и даже "значительно улучшить" ситуацию с ввозом мяса в Россию. Ранее Ъ сообщал что зимой-летом 2006 года в Морском порту скопилось несколько сотен контейнеров с контрабандным мясом китайского происхождения, которое было ввезено "на предъявителя". По словам заместителя начальника Балтийской таможни Константина Тимохина, пошлины за мясопродукты составляют порядка 32% от всех перечисляемых Балтийской таможней платежей в бюджет: "Борьба с мясной контрабандой является для нас приоритетным направлением". По словам господина Тимохина, контрабандное китайское мясо ввозилось в Петербург "с использованием специфики фидерных судовых линий Гамбург--Санкт-Петербург", иными словами, документы на груз и номера контейнеров перебивались в Гамбурге. Тем не менее таможенникам совместно с российскими и германскими спецслужбами вычислили эту технологию.

Коммерсантъ в Санкт-Петербурге; 08.02.07