17.05.11

Балтийская перезагрузка

Накал борьбы за передел сфер влияния на рынке портовых услуг выплеснулся на дискуссионные площадки XVI Международной конференции по грузоперевозкам, транспорту и логистике "ТрансРоссия-2011". Даже в терминологии спикеров, изобиловавшей такими словами, как "революция" и "столкновение", ощущалось - начался новый этап всемирной регаты портовиков.

То, что Россия если пока и не ворвалась, но уверенно выходит на этот рынок, смешав карты многим игрокам, зафиксировано в Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года, представленной ФГУП "Росморпорт". Сейчас проект обкатывается на всех уровнях отраслевого сообщества. Из четырех портовых бассейнов, которые охватывает стратегия, в центре внимания "круглых столов" форума оказался Северо-Западный.

Если в данный момент существующие в нем мощности позволяют обеспечить спрос на перевалку грузов, то в перспективе до 2030 года их необходимо нарастить. К объему 283,2 млн тонн по состоянию на 1 января 2011 года требуется приплюсовать 47 млн тонн до 2030 года - мощность в итоге составит 330,2 млн тонн. Дело в том, что, по прогнозу аналитиков "Росморпорта", грузовая база Северо-Западного бассейна возрастет с 177,2 млн тонн в 2010 году до 278,4 млн тонн в 2030-м. При этом доля сухих грузов увеличится до 43,2%.

С российской стороны Балтии перспективными проектами являются реконструкции порта Высоцк, продуктопровода к порту Приморск, а также железнодорожных подходов к Приморску и Высоцку. Кроме того, строительство новых терминалов в Большом порту Санкт-Петербурга и аванпортах Северной столицы, в районе поселка Вистино. Картину дополняют нововведения в районе Балтийска, включая возведение глубоководного порта в бухте Приморская.

Отдельной строкой идет мощное развитие порта Усть-Луга. Новый игрок на Балтии претендует, в частности, на лидирующее положение в перевалке нефтепродуктов. Только мазута в следующем году Усть-Луга намерен взять до 15 млн тонн. Независимый эксперт Филипп Никонов констатирует: есть пострадавшие. Ведь до сих пор 51% этого груза в бассейне из зарубежных конкурентов удерживал порт Таллин, да и Клайпеда имела свой кусок пирога.

В ближайшее время неизбежно столкновение интересов и в сегменте дизельного топлива. Структура его экспорта была довольно устойчива в последние годы: 32,5% уходит в Западную Европу, 18% - в страны Балтии. Лидирующее положение в его перевалке занимают балтийские порты, причем демонстрируют стабильную положительную динамику. Среди наиболее успешных - Вентспилс. Наливные грузы также составляют 22% в структуре Рижского Свободного порта, сообщает Наталья Стерхова, член правления SIA "MAN-TESS" (Латвия), а в прошедшем году подросли всего на 0,3% - словом, тоже есть о чем беспокоиться.

При нынешнем раскладе и в преддверии перемен со стороны России игроки на Балтии активизировались. Директор по маркетингу порта Силламяэ, ответственный секретарь Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии Андрей Биров называет Эстонию не более не менее - раем для бизнеса. А наряду с объективными факторами, такими как нулевой корпоративный подоходный налог с реинвестированной прибыли и либеральная торговая и ценовая политика, приводит неожиданные аргументы: самую низкую коррупцию в ЕС и отсутствие забастовок.

Борис Венцел, председатель правления DCT Gdansk SA (Польша), с ходу пригвоздил конкурентов, заявив, что в старых моделях перевалки контейнеров через Гамбург больше нет смысла из-за высоких цен на перевозки и портовые услуги, навигационных ограничений, больших очередей к терминалам. Тем временем объемы грузов в контейнерах достигли критической массы и требуют допускать в Балтийское море исключительно судна большой вместимости.

Спикер объясняет этот рост экономической балтийской революцией: мировой финансовый кризис вынудил людей и компании искать новые бизнес-модели для выживания, в итоге все получилось, особенно у Польши, которая единственная даже в кризисное время показывала позитивную динамику. Вторая волна революции, прямо заявляет Борис Венцел, уже близко. Поэтому все - в порт Гданьск, призывает он, где выстроена контейнерная логистика, и до российских транспортных узлов не далеко.

Взгляд из немецкого Гамбурга управляющего делами торговой палаты города Ханса-Йорга Шмидт-Тренца таков: Балтийское море - источник экономического успеха для всех государств, кто соседствует в партнерстве. Например, Гамбург с 2002 года по 2010-й увеличил объемы международной торговли на 35%, причем 7,8% приходится на страны Балтии. Конечно, из города-порта, который воздвигли в 1665 году как форпост для защиты от пиратов, виднее.

"Российская газета"