05.10.15

Бакинский международный порт как звено нового Шелкового пути

В начале августа прибыл первый тестовый контейнерный поезд из Китая в новый Международный морской порт в Аляте, расположенный к юго-западу от Баку. Этот железнодорожный маршрут через территорию Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, известный как Транскаспийский транспортный путь, был согласован сторонами как часть проекта нового Шелкового пути. Об этом пишет эксперт Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана (ЦСИ) Вусал Гасымлы. «Новый маршрут сокращает время доставки грузов из Китая в Европу: если раньше для этого требовалось от 25 до 40 дней, то новый маршрут позволяет доставлять грузы за 6 дней», - говорится в статье Вусала Гасымлы, опубликованной на сайте Jamestown Foundation. Восстановление исторического Великого Шелкового пути было предметом обсуждения в регионе с 1990-х годов, отмечает автор. Страны, расположенные между Китаем и Европой борются за возможность участия в проектах транспортной и логистической инфраструктуры для транспортировки грузов по этому маршруту. Новый Бакинский международный морской торговый порт на Каспийском море, расположенный в поселке Алят, может быть хабом по транспортировке растущего объема грузовых и пассажирских перевозок по Евразии, отмечает автор. Первую фазу нового порта ознаменовало открытие паромного терминала 22 сентября прошлого года. На сегодня порт способен обрабатывать до 10 млн тонн грузов и 50 тыс. контейнеров в год. В рамках второго этапа мощность будет увеличена до 17 млн тонн грузов и 150 тыс. контейнеров; на третьем этапе – до 25 миллионов тонн грузов и одного миллиона контейнеров. Транспорт и логистика рассматриваются азербайджанским правительством как приоритет в направлении развития ненефтяного сектора экономики. По данным Госкомстата, по маршруту Шелкового пути в период январь-июнь текущего года было транспортировано 26,3 млн тонн грузов и 161,1 млн пассажиров (более 7,8% от общего числа пассажиров). Проект международного порта в Аляте, открытого для судоходных линий круглый год, разработан голландской компанией. Порт расположен в 200 км от Ирана, в 250 км от России, 1000 км от Турции, 300-400 км от Центральной Азии и 3000 км от западной части Китая. Автор подчеркивает, что новый порт будет служить не простым транзитным узлом; он будет и трансграничным пунктом, включающим логистические центры, свободные экономические зоны и таможенные центры. Китайские инвесторы уже проявили интерес к этому объекту. В целом, диверсифицированная транспортная и логистическая инфраструктура, связывающая Запад и Восток, по мнению Вусала Гасымлы, имеет стратегическое значение по целому ряду причин. «Это не только необходимое условие для развития несырьевого сектора экономики, но и гарантия укрепления безопасности, национальной независимости и территориальной целостности стран Южного Кавказа и Центральной Азии».

The First News