17.08.06

Автомобили повезут под "крышей"

Нынешнюю долю перевозок автомобилей железнодорожным транспортом (10%) к 2012 году планируется увеличить до 25%. Основной путь - внедрение прогрессивной технологии перевозок, что подразумевает под собой создание высокотехнологичной транспортно-логистической отрасли, включая мультимодальный транспорт, современные терминалы, формирование эффективных маршрутов, гибкую тарифную политику, комплексное управление грузопотоками (в том числе организация ускоренных поездов) и современную IT-систему. Именно такой путь развития намечен для нового предприятия по автомобильным перевозкам компании, создаваемой ОАО "РЖД" совместно с ООО "ТрансГрупп АС".

Одобренный Правлением ОАО "РЖД" бизнес-план предполагает, что уже в следующем году выручка от деятельности совместного оператора ОАО "РЖД" и "ТрансГрупп" может составить 5,6 млрд.рублей. В течение ближайших пяти лет компания привлечет инвестиции на сумму 10,5 млрд.рублей, чтобы довести специализированный парк подвижного состава до 4500 вагонов (сейчас - 1584 единицы), открыть пять терминалов для работы с автомобилями, в том числе новый - в дальневосточном порту. Тогда к 2016 году оборот может составить 18 млрд.рублей.

Планируется, что первый терминал появится на станции Михнево Павелецкого направления во второй половине 2007 года. Подобные терминалы будут также созданы в Екатеринбурге, Новосибирске и в порту Зарубино на Дальнем Востоке.

В строительство и оборудование новых терминалов в 2007-2008 годах будет вложено около 200 млн.рублей.

"Преимущества проекта создания дочернего общества ОАО "РЖД" очевидны, - комментирует генеральный директор ООО "ТрансГрупп АС" Дмитрий Николаев. - Рынок перевозок автомобилей является перспективным и высокодоходным. Современные условия работы подразумевают наличие определенных требований к схеме доставки груза. В настоящее время ОАО "РЖД" не имеет возможности самостоятельно обеспечить организацию полного комплекса услуг по доставке груза до конечного потребителя, ведь автомобильные перевозки - не профильная для ОАО "РЖД" деятельность и занимает незначительную часть в доходах компании. Чтобы серьезно конкурировать в данном сегменте транспортного рынка, нужно построить специальные терминальные комплексы по всей территории России с возможностью оказания услуг по предпродажной подготовке автомобилей; разработать новый (более емкий) тип подвижного состава; провести согласование многих процедур с государственными таможенными и пограничными органами. Все эти задачи и будет решать новая компания".

По оценкам экспертов, перевозки автомобилей железнодорожным транспортом имеют гораздо большие перспективы по сравнению с перевозками фурами-автовозами. "В частности потому, - считает Дмитрий Николаев, - что на всей территории России автоперевозки носят исключительно сезонный характер (теплое сухое время года), автодорог нормального качества мало, и те находятся в европейской части страны, а железнодорожный транспорт развит лучше и повсеместно. Надо признать, что перевозка автомобилей автовозами не обеспечивает в должной мере их сохранность и товарный вид (из-за сколов и царапин товарный вид теряют до 14% автомобилей), в то время как закрытые вагоны гарантируют абсолютную сохранность авто, тем более на железной дороге практически полностью исключены сильные вибрации, которые значительно сокращают срок жизни машины".

Надо отметить, что "ТрансГрупп" имеет возможность использовать научный и производственный потенциал "Трансмашхолдинга", что позволяет разрабатывать и создавать новый специализированный подвижной состав. "Из-за использования при перевозке автомобилей открытых платформ клиент несет излишние затраты по подготовке машин к перевозке. Избежать зачастую неоправданных расходов поможет новый специализированный подвижной состав", - полагает вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев. Уже имеющиеся в наличии открытые платформы ООО "ТрансГруппАС" намерено переделать в крытые автомобилевозы. До 2012 года предполагается переоборудовать около 1500 платформ с продлением срока их службы на 6-16 лет, а также приобрести порядка трех тысяч новых крытых автомобилевозов.

Заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов преимуществом создания специализированной вагонной компании по перевозкам автомобилей считает возможность концентрации усилий на узкоспециализированном сегменте железнодорожных перевозок. По его мнению, при правильной организации деятельности создаваемой компании перевозки автомобилей железнодорожным транспортом должны увеличиваться. "Прежде всего, менеджмент новой компании должен осознавать, что перевозка автомобилей по железной дороге это только часть услуги по доставке от производителя/консигнационного склада до дилера, поэтому данная компания должна развиваться, в первую очередь, как логистическая, а потом уже как компания по предоставлению под перевозку подвижного состава. У самих железнодорожников успешного опыта развития логистического сервиса вне пределов железной дороги недостаточно, поэтому привлечение партнера, готового инвестировать серьезные средства в развитие компании и помочь в построении законченной логистической цепочки, - вполне логичный со стороны ОАО "РЖД" шаг", - отметил Евгений Михайлов.

Окончательное решение о начале работы новой логистической компании будет принято после проведения оценки Росимуществом ее уставного капитала. Следует отметить, что в данной компании ОАО "РЖД" будет иметь контрольный пакет (51% акций) и, следовательно, будет полностью консолидировать в своей финансовой отчетности данные новой структуры.

РЖД-Партнер; 17.08.06