24.11.08

Автомобили поменяют колею

ОАО «РейлТрансАвто» (РТА) подписало протокол о намерениях по приобретению железнодорожного терминала в Черняховске (Калининградская область). Этот объект в настоящее время возводится компанией «ДВ-Транспорт».

Заместитель генерального директора РТА Сергей Дьяконов заявил «Гудку», что комплекс имеет железнодорожные пути как с российской, так и с европейской шириной колеи и может стать крупнейшей площадкой для перегрузки автомобилей, импортируемых из Европы в Россию по железной дороге.

«На объекте, строительство которого для РТА ведёт «ДВ-Транспорт», в течение 2008 года уже производилась перегрузка автомашин из европейских вагонов в российские. В частности, через Черняховск РТА доставляло в Россию автомобили марок Audi, Peugeot и Honda. Использование перегрузочного компаунда в Черняховске позволяет перевозить автомобили от автозаводов в Европе в Москву и регионы России без использования грузового автотранспорта, что согласуется с нашей стратегией по переводу грузопотоков автомобилей на экологически чистый и безопасный железнодорожный транспорт», – подчеркнул он.

Сергей Дьяконов отметил, что терминальный комплекс расположен в 90 км от Калининграда, на территории, прилегающей к железнодорожной станции Новый Черняховск. Его площадь после окончания строительства составит 15 га, что позволит единовременно хранить до 7,5 тыс. автомобилей. В настоящее время функционирует только первая очередь терминала площадью 3 га с возможностью хранения 1750 автомашин. Имеется действующая зона склада временного хранения, что позволяет осуществлять таможенное оформление автомобилей, следующих в Российскую Федерацию.

«На терминале в Черняховске будет обрабатываться около 150 тыс. автомашин в год, что сделает его крупнейшим в России пограничным объектом железнодорожной инфраструктуры для перегрузки автомобилей», – отметил Сергей Дьяконов.

Президент компании STS Logistics Рустам Юлдашев считает, что реализация планов РТА по повышению конкурентоспособности с автомобильными перевозчиками будет зависеть от ценовой политики «дочки» ОАО «РЖД». Он подчеркнул, что доставка из Калининградской области связана с пересечением нескольких государственных границ, что неизбежно увеличивает стоимость услуги.

«Напомню, что первоначальным владельцем участка, на котором строится данный терминал, была компания «Аппарель», которая в итоге продала его. Не исключаю, что причиной этого стал тот факт, что доставка автомобилей по железной дороге через Калининградскую область тогда стоила значительно дороже, чем из Финляндии и Санкт-Петербурга автотранспортом. Кроме того, при железнодорожной доставке на завершающем этапе все равно не обойтись без автовозов, что добавляет ещё одно звено в структуру себестоимости услуги», – подчеркнул Рустам Юлдашев.

Вице-президент Гильдии экспедиторов России Алевтина Кириллова заявила «Гудку», что приобретение терминала в Черняховске может значительно повысить конкурентные возможности РТА. «Значительная часть груза, идущего в наши автосалоны автовозами, может перейти на железную дорогу. Транспортная составляющая на автомобильные доставки сегодня действительно ниже, чем у железнодорожников, потому что по железной дороге перевозка осуществляется транзитом через Литву и Белоруссию. Но если посмотреть на всю логистическую схему, то можно видеть, что в порту Санкт-Петербурга выше стоимость перевалки и хранения. Кроме того, терминал мог бы удачно работать с европейскими подержанными автомобилями, основной поток которых идёт в Россию и страны СНГ через литовскую Клайпеду. Терминал мог бы оттянуть оттуда часть их поставок», – отметила она.

Алевтина Кириллова добавила, что, несмотря на хорошие эксплуатационные и логистические перспективы строящегося в Черняховске терминала, реализация данного проекта может быть омрачена разрастающимся финансовым кризисом.

«Это касается прежде всего снижения возможностей у застройщика к получению средств для инвестирования в строительство. На сегодня банки если и открывают кредитные линии, то только под очень высокие проценты, что ставит под вопрос будущую окупаемость строящихся сейчас объектов. Если РТА могло бы оказать содействие «ДВ-Транспорту» в получении кредитов под разумные проценты, это могло бы ускорить ввод терминала в эксплуатацию», – отметила она.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил, что реализация потенциала терминала будет во многом зависеть от того, с какими автопроизводителями РТА удастся наладить работу. «Черняховский терминал объективно привязан к определённому региону – это Восточная и Центральная Европа и Германия. Если же вести речь о поставках не из Европы, то здесь этот терминал будет уступать финским портам и Санкт-Петербургу», – добавил он.

«Гудок», 24.11.2008