Автодилеры обогнали «секонд-хэнд»
На авторынке Казахстана – коренной перелом. В марте официальные автодилеры ввезли в Казахстан легковых автомобилей больше, нежели продавцы подержанных авто. Их доля на рынке за этот месяц составила 79%. В то же время казахстанский автопром не отстает, и чтобы в полной мере воспользоваться рыночной ситуацией, за четыре месяца 2010 года увеличил производство на 58%.
Казахстан в январе-марте 2010 года импортировал 7 507 легковых автомобилей и 1 055 грузовых. Это на 68,7% и на 46,2% меньше по сравнению с уровнем января-марта 2009 года, – сообщило Госагентство по статистике. Однако продажи автодилеров за это время, по данным Qncepto, составили 3 022 легковых автомобиля, что на 0,83% больше, чем в аналогичный период 2009 года.
В то же время, по данным статистиков, в денежном выражении импорт легковых и грузовых автомобилей составил, соответственно, $99,4 млн (меньше лишь на 43,1%) и $56 млн (больше на 51,5%), что может говорить только о существенном повышении цен на ввозимые авто.
Директор агентства Qncepto Олег Алферов объясняет ситуацию тем, что 97,4% всего импорта подержанных легковых автомобилей в I квартале пришелся на «секонд-хэнд», ввезенный в январе. Однако уже в феврале и марте было импортировано всего 47 и 191 (!) подержанный легковой автомобиль соответственно. Поэтому, несмотря на значительное падение ввоза новых автомобилей к I кварталу и 45%-е снижение к IV кварталу 2009 года, новые легковые автомобили составили 79% мартовского импорта (с 2005 года до начала 2010 г доля новых авто в импорте составляла порядка 15% – «Къ»). Причем, вопреки ожиданиям, Россия лишь на четвертом месте в числе ведущих поставщиков автомобилей на наш рынок по итогам I квартала.
Следует учитывать, однако, что 79% – это доля официальных дилеров и «серых», которые также завозят новые авто (по разным оценкам, доля таких дилеров в сегменте новых авто составляет 5-25% – «Къ»). Возможно также, что некоторые неофициальные автодилеры, которые занимались ввозом авто 3-5 летнего «возраста», перешли на ввоз новых. Однако, по мнению некоторых аналитиков, доля «серых дилеров» в сегменте новых авто будет, наоборот, снижаться, так как ужесточится таможенный контроль, а также в силу того, что у официальных дилеров гораздо более привлекательные закупочные цены из-за объемов закупок и прямых договоренностей с автоконцернами.
«Надо сказать, что рост продаж в I квартале 2010 года – первый, хотя и символический, зафиксирован по итогам квартала с начала кризиса. Главный фактор, который довлеет сегодня над рынком, – это дефицит», – говорит Олег Алферов. На протяжении 2009 года дилеры распродавали остатки предшествующих завозов, не рассчитывая на столь активный переток потребительского спроса из сегмента подержанных авто. Как результат – динамика продаж сегодня сдерживается уже не ограниченным уровнем покупательской активности, а нехваткой предложения.
При этом по отношению к аналогичному периоду 2009 года в I квартале текущего года средняя импортная цена ввозимых новых легковых автомобилей возросла на 16%.
Подтверждение слов Олега Алферова можно найти на рынке – продажи многих автодилеров растут.
Так, у автодилера, занимающего второе место на рынке после «Бипэк Авто», – Mercur Auto, по словам пиар-менеджера компании Алены Цаплиной, в I квартале 2010 года продажи выросли на 61%, по сравнению с тем же периодом 2009 года. Однако рыночная доля компании, по данным Qncepto, увеличилась всего с 14,9 до 16,6%.
По словам Алены Цаплиной, говорить о снижении или увеличении ввезенных автомобилей в 1 квартале 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, для компании некорректно, так как в эти периоды перед Mercur Auto стояли разные задачи. Если в прошлом году в это время главной задачей было распродать стоки, то этот год ознаменуется для компании годом новинок. Практически по каждому бренду ожидаются как уже знакомые обновленные модели (Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Audi A8 и др.), так и совершенно новые (Audi A1, Audi A7 и Volkswagen Amarok). «При грамотном планировании вступление в ТС не должно отразиться на наших показателях продаж в этом году», – говорит она.
Что касается заказов, то здесь произошло, скорее, не количественное, а качественное изменение: был проведен анализ предпочтений клиентов по каждому из брендов, и на основании этого анализа были оптимизированы комплектации при заказе той или иной модели. При этом выбор по-прежнему остается широким. К тому же с этого года возобновилась возможность приобретения автомобилей в кредит у банков-партнеров.
«По вопросу цен на новые автомобили нами была проведена достаточно большая работа с заводами-производителями по снижению цен для нашего региона, что дало возможность, даже с учетом введения новых таможенных пошлин, сохранить цены на уровне прошлых лет по некоторым брендам. По другим брендам корректировка цен на основные модели будет незначительной», – заявляет пиар-менеджер Mercur Auto.
Как ни странно, выгоду от повышения таможенных пошлин могут получить и автодилеры, так как ситуация показывает, что переток клиентов из сегмента подержанных авто идет не только к «Азия Авто», но и к официальным автодилерам.
АО «Азия Авто» по итогам I квартала свою рыночную долю к аналогичному периоду 2009 года практически не изменила, но апрельский показатель доли на рынке вырос с 7% в 2009-м до 11% в текущем году. Всего за период январь-апрель 2010 года АО «Азия Авто» было реализовано 406 автомобилей. «В силу дефицита готовой продукции в нашей дилерской сети этот результат незначительно уступает показателю аналогичного периода 2009 года (на 22 авто). Но мерилом успешности продаж в сегодняшних условиях истощения складов служит объем принятых от покупателей взносов при предоплате. А по этому показателю наш завод превысил даже докризисную планку. Потому пришлось с начала мая перейти на семидневный график производства», – комментирует президент «Азия Авто» Ержан Мандиев.
Кроме того он отмечает, что в апреле по отношению к марту текущего года продажи «Азия Авто» возросли на 16,4%. «С пополнением запасов автомобилей в ближайшие месяцы наши продажи покажут более значительный рост», – обещает президент «Азия Авто».
Как рассказал «Къ» один из бизнесменов, занимающихся продажей подержанных авто на авторынке «Баян аул», большинство дилеров либо полностью прекратили импорт и сосредоточились на перепродаже автомобилей на внутреннем рынке, либо осуществляют завоз авто в «возрасте» 3-5 лет.
Если же говорить об итогах 1 квартала в целом, а не о марте-апреле, то пока размывание рыночных долей большинства ведущих авторетейлеров продолжается по мере снижения складских запасов. Так, с 42,55% в I квартале 2009 года до 26,86% в тот же период 2010 года сократился вклад «Бипэк Авто», сохранившей за собой положение крупнейшей дилерской группы.
Более чем вдвое (с 20,39 до 9,94%) снизилась доля КМК «Астана Моторс», которая, начиная со II квартала 2009 года, занимает 3-ю позицию.
Доля «Тойота Центр Жетысу» сократилась с 5,84 до 4,55%, оттеснив дилера с 4-й на 3-ю строку.
В то же время успешную динамику продемонстрировали «Меркур Авто» (2-е место в рейтинге дилеров), чья доля выросла с 14,93% до 16,62%, и «Вираж» (дилер №4), упрочивший рыночное присутствие с 3,71 до 4,94%.
Автопром готовится к переделу рынка
Если говорить о коренной перестановке сил в сегментах новых и подержанных авто, то нельзя не отметить и очень серьезный рост производства казахстанского автопрома.
В январе-марте 2010 года «Азия Авто» было произведено 192 легковых пассажирских автомобиля. Зато уже по итогам января-апреля 2010 года их было произведено 363, что на 57,8% больше, чем в январе-апреле 2009 года (данные Госагентства по статистике – «Къ»), что является серьезной заявкой на дальнейшее наращивание продаж.
Олег Алферов называет три причины резкого роста производства в апреле. Первое: изменение ценовой стратегии завода с начала текущего года. Прейскурант на большинство моделей Chevrolet, KIA и Skoda, выпускаемых заводом, сегодня привлекательнее цен тех же автомобилей даже на российском рынке. «Понятно, что во многом шаги «Азия Авто» связаны с началом работы Таможенного союза», – считает он.
Второе – это небывалое расширение модельного ряда: в этом году на конвейере завода появилось 5 новых моделей.
И третье: рост доли автомобилей, приобретаемых на условиях предварительного заказа, – ровно то, что мы наблюдаем в России. Там очереди за наиболее популярными марками растягиваются сегодня на срок от 1,5 до 8 месяцев. «Насколько я знаю, «Азия Авто» также успешно принимает заявки на поставку автомобилей с отсрочкой», – комментирует Олег Алферов.
Он полагает, что объем выпуска в I квартале мог быть значительно весомее, если бы не ограниченные возможности кредитования поставок комплектующих. Сбытовая сеть завода страдает от дефицита автомобилей на складах не меньше, чем все другие дилеры.
Напомним, на днях «Азия Авто» объявила о начале серийного производства новых моделей Chevrolet Cruze и Chevrolet Aveo, а также автомобилей KIA Cerato , KIA Sorento и KIA Mohave. «С началом продаж новых моделей Chevrolet и KIA изменится и структура сбыта «Азия Авто». Если сегодня доля названных брендов в объеме реализации предприятия равна 42%, то с мая этого года за счет обновления модельного ряда и предложения новых цен их вклад возрастет», – комментирует Ержан Мандиев. На данный момент в портфеле продаж иностранных марок, выпускаемых заводом, 57% занимает бренд Skoda, 43% – Chevrolet.
Именно эти новые модели были выбраны, основываясь на их успехе на мировых рынках. Так, сегодня KIA, по выражению старейшего британского журнала Autocar, демонстрирует «шокирующие амбиции» на рынках по всему миру. Пока другие производители теряли до половины продаж, KIA Motors в 2009 году увеличила свой сбыт на 20%. Самой продаваемой в мире моделью марки стал седан KIA Cerato. Обновленный KIA Mоhave, в свою очередь, позиционируется как полноценный люксовый внедорожник и уже уверенно теснит таких грандов, как Toyota Land Cruiser Prado. Стоимость Mohave в комплектации «Executive» в филиалах «Азия Авто» составит $39, 9 тыс. Кроме того, если до сих пор среднеразмерные полноприводные кроссоверы в модельной линейке «Азия Авто» представлены не были, то этот пробел восполнит теперь KIA Sorento.
Chevrolet Cruze, мировая премьера которого состоялась недавно, по словам Ержана Мандиева, задал новую планку для мировых производителей в C-классе. «Проще говоря, ни один бренд до сих пор не предлагал покупателю столь богатую комплектацию, целый арсенал технологических новаций и прорывной дизайн по «бюджетной» цене», – хвалит новую модель Ержан Мандиев.
Между тем вопрос финансирования выпуска новых моделей довольно интересный. Состоявшемуся запуску производства автомобилей KIA предшествовал годовой период интенсивных переговоров и кропотливой работы. Если процесс взаимодействия с партнерами в лице Chevrolet складывался с 2007 года, и запуск новых моделей стал естественной вехой уже выстроенных отношений, то старт производства автомобилей KIA, разумеется, потребовал и технической, и организационной адаптации к новому проекту. «Основные капиталовложения были связаны с настройкой сборочного оборудования, его дополнительным оснащением и обучением персонала», – говорит Ержан Мандиев, не называя конкретных сумм.
Напомним, «Азия Авто» имеет неурегулированный до сих пор конфликт с «Казкоммерцбанком», связанный с задолженностью перед банком по облигационным выплатам в размере $38 млн. Недавно банк грозил забрать имущество завода за долги. «Переговоры с банком пока не завершены, поэтому раскрытие их деталей преждевременно. Как и прежде, источником финансирования проектов предприятия остается собственный и заемный капитал акционерного общества», – комментирует президент «Азия Авто».
В целом, за сбыт он пока спокоен, так как, по его словам, сегодня завод обеспечен портфелем заказов на 3 месяца вперед, а планирование объема выпуска новых моделей будет осуществляться не на три года, а ежеквартально, с учетом анализа рынка.
Отношения «Азия Авто» со всеми партнерами из числа мировых автоконцернов сейчас лишены посреднических звеньев, в том числе и в виде российских партнеров, контакты осуществляются исключительно на уровне штаб-квартир автоконцернов и их заводов. При этом региональные офисы производителей принимают участие в переговорах, касающихся вопросов маркетинга. Наверное, такую работу без посредников можно назвать победой авторынка Казахстана в рамках ТС.
В то же время производителям грузовых авто пока похвастать нечем – за январь-апрель 2010 года в Казахстане было произведено всего 2 грузовых автомобиля.
Как показывает текущая ситуация, на казахстанском авторынке остаются две конкурирующие силы – автопром и автодилеры, в то время как продавцы подержанных авто остались «за бортом».
kursiv.kz ; 20.05.10