Авиация рискует потерять объемы грузоперевозок на европейских маршрутах
Грузовые и почтовые авиаперевозки из России в страны Евросоюза могут прекратиться уже с 1 июля этого года. Европа выставила перевозчикам новые требования по допуску к небесным маршрутам, а Россия угрожает принять симметричные меры — запретить грузовой авиатранзит из ЕС. Как это отразится на южноуральском бизнесе?
Минтранс России и европейские ведомства все еще согласуют позиции по поводу нового регламента ЕС по безопасности авиаперевозок, о чем пишет ряд федеральных СМИ. Европа требует от российских экспедиторов получить специальный статус, позволяющий летать с грузами в воздушном пространстве над Старым Светом. Официально позиция Евросоюза выглядит как беспокойство по поводу безопасности грузовых полетов. На это указывает стремление европейцев контролировать весь воздушный путь груза, который должен соответствовать нормам ЕС. Определять это соответствие должен Брюссель, с которым перевозчик обязан согласовать программу мер безопасности для грузов и почты. В числе прочих требований для авиапредприятий — пустить проверяющего в аэропорты отправки грузов. Так, чтобы он мог изучить инфраструктуру аэродромов и системы охраны, действующие в них.
— Россия не намерена проводить дополнительные проверки или предоставлять закрытую информацию, аэропорты и перевозчики регулярно проходят проверки в ICAO и IOSA, которых достаточно, — цитирует «Коммерсантъ» свой источник в Москве.
Принять во внимание позицию российской стороны Евросоюз могут заставить ответные меры. Так, по информации федеральных СМИ, в правительстве раздумывают о том, чтобы запретить грузовой авиатранзит по России перевозчикам из Евросоюза.
Южноуральские эксперты в транспортной логистике склонны считать подобное поведение «политической возней», которая, в случае исполнения взаимных угроз, если и не ударит по рынку воздушных перевозок, то уж точно пошатнет его
— Не думаю, что Европа пойдет на подобные ограничения. Это будет, мягко говоря, неумно с ее стороны, поскольку Россия для ЕС — весьма ценный рынок, — комментирует директор логистического центра «Forward» в Челябинске Светлана Мячкова. — Но, с другой стороны, если представить, что через несколько дней воздушные перевозки все-таки приостановят, то грузовые объемы неизбежно перейдут к автомобильным перевозчикам. Именно автоперевозки сейчас могут составить конкуренцию авиационным. С учетом таможенных процедур, авиационные грузы идут из Европы примерно то же количество дней, что и перевозимые фурами. А по стоимости автоперевозки в 4 раза дешевле воздушных! В ситуации, если заказчику перекроют доступ к авиационной доставке груза, он станет укрупнять груз и передавать его на автомобильные перевозки. Обратно, в небо, он скорее всего, не вернется.
Иного мнения придерживается директор ООО «Грузовой комплекс» в структуре челябинского аэропорта Ильяс Мухамеджан:
— Достойной альтернативы воздушным авиаперевозкам сейчас нет, — считает эксперт. — авиационные грузы — это прежде всего, срочные и незапланированные поставки, которые не способен выполнить иной вид транспорта. К примеру, поставки европейского заводского оборудования, деталей к нему на южноуральские предприятия. Услугами авиационной доставки пользуются также южноуральские животноводы, для которых сроки перевозки имеют огромное значение. В качестве примера — доставка агрохолдингу «Ариант» племенных поросят транспортными самолетами. Перевозка такого рода груза иным способом вызывает большие сомнения. В любом случае, даже если ЕС введет ограничения на авиаперевозки, челябинских получателей и отправителей авиагрузов это почти не коснется.
Южноуральская панорама