Акцент – на логистике
Строительство ТЛЦ «Ховрино» позволит решить проблемы и столицы, и РЖД
В Ховрино ведётся строительство крупнейшего в столице терминально-логистического центра для приёма и переработки контейнерных грузов из портов Северо-Западного региона и стран Балтии. Инициатива создания ТЛЦ принадлежит ОАО «Российские железные дороги». На каком этапе находится строительство? Что это даст ОАО «РЖД»? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО «Логистика КС» Павла Белкина, которое выступает заказчиком, инвестором и управляющей компанией ТЛЦ «Ховрино».
– Павел Алексеевич, какие задачи решает строительство нового терминала в Ховрино?
– Терминально-логистический центр «Ховрино» – это уже сформировавшееся название инфраструктурного проекта по созданию современного грузового кластера для обеспечения нужд города Москвы. Структура ТЛЦ позволит переключить часть грузопотока с крупнотоннажного автотранспорта на железную дорогу, осуществлять его таможенное оформление, складирование и доставку сформированными партиями в торговые точки города малотоннажным транспортом. Таким образом, отпадёт необходимость заезда в город фур, меньше станет пробок, чище воздух.
– На какой стадии реализации находится этот проект?
– В настоящее время оформлены земельные отношения, завершены геодезические и геологические изыскания на земельном участке, отремонтированы железнодорожные пути, которые будут задействованы в технологическом процессе первой очереди ТЛЦ. Пусковой комплекс, а это грузовой контейнерный терминал площадью более 40 000 кв. м с двумя погрузо-разгрузочными фронтами длинной по 810 метров каждый, готов на 80%. Однако должен подчеркнуть, что глобальный проект ТЛЦ «Ховрино» находится ещё в разработке. А он предусматривает строительство современного складского комплекса общей площадью 200 000 кв. м,
грузовой терминальной инфраструктуры, административно-офисных зданий и компенсационных объектов для ОАО «РЖД», попавших в зону развития проекта. В соответствии с планами правительства города Москвы и обязательствами, взятыми на себя инвесторами, ТЛЦ «Ховрино» должен быть полностью построен уже к концу 2015 года.
– Какова проектная мощность терминально-логистического центра?
– По предварительным расчётам, перерабатывающая способность составит свыше 4,5 млн тонн грузов в год, перевозимых железнодорожным транспортом. Основные номенклатурные группы, предполагаемые к обработке в центре «Ховрино», – товары народного потребления, продукты питания и строительные грузы. На контейнерном терминале предусмотрены электрические розетки для рефрижераторных вагонов, что позволит принимать низкотемпературные и скоропортящиеся грузы.
– Павел Алексеевич, нетрудно предположить, что строительство такого впечатляющего по масштабам объекта стоит немалых денег. Кто инвестирует средства в проект?
– Общая стоимость строительства, по нашему мнению, может составить на его завершающей стадии более 6 млрд рублей. Большую часть средств планируется привлечь в виде займов и кредитных программ крупнейших российских и иностранных банков-партнёров.
– Можно говорить о каких-то конкретных выгодах ОАО «РЖД» от строительства ТЛЦ?
– В первую очередь ОАО «РЖД» получит современную инфраструктуру, позволяющую привлечь дополнительные грузопотоки, возможность конкурировать с автомобильными перевозчиками на направлении Москва – Северо-Западный регион и страны Балтии. Строительство ТЛЦ позволит также наиболее эффективно использовать земельные участки полосы отвода для развития железнодорожной инфраструктуры, получать дополнительные доходы.
– Какие проблемы возникают в ходе строительства и как они решаются?
– Проблемы в строительстве, как правило, однотипные: согласование различной документации, материально-техническое обеспечение стройки, качество выполняемых подрядчиками работ. Но есть и специфические вопросы. Дело в том, что в районе станции Ховрино одновременно реализуются несколько проектов, в том числе и городских. Это четвёртый главный путь, пассажирско-техническая станция, метродепо, дорожные развязки и эстакады. Зачастую эти проекты пересекаются, возникают спорные вопросы и сложности взаимодействия. В общем и целом они решаются, но не всегда легко. Поскольку наш уникальный по своему назначению объект – железнодорожный, приходится часто обращаться к руководству Октябрьской дороги, в центральные департаменты ОАО «РЖД». Нужно отметить, что всегда находим взаимопонимание и получаем помощь.
– Связаны ли станция Ховрино и ТЛЦ технически, технологически?
– ТЛЦ строится на месте неиспользуемого сортировочного парка и не затрагивает действующие мощности. Существующие сортировочный и приёмо-отправочные парки выполняют свои функции. ТЛЦ «Ховрино» как объект железнодорожной инфраструктуры и станция Ховрино будут взаимоувязаны по всем техническим параметрам. Специалисты МИИТа уже разработали технологический процесс их взаимодействия.
Гудок