16.04.20

Air Astana временно стала грузовой авиакомпанией

Это позволит перевозчику хоть немного заработать, пока пассажирские перевозки остановились.

Крупнейшая казахстанская авиакомпания Air Astana решила возить грузы в салонах пассажирский лайнеров. Для этого перевозчик получил разрешение Европейского агентства по авиационной безопасности EASA и Комитета гражданской авиации Казахстана. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью перевозчика в ответ на запрос Forbes.kz, добро получено для перевозки товаров медицинского назначения и медицинского оборудования в салоне самолетов Boeing-767 и Airbus А321. В авиакомпании подчеркнули, что для этих целей будут использованы по одному самолету каждой из этих моделей.

Издание попросило рассказать, какие именно грузы будут возить в пассажирских салонах самолетов, и в авиакомпании сообщили: это медицинские защитные костюмы, маски, респираторы, защитные очки. Остальные виды грузов будут перевозиться в грузовых отсеках этих же самолетов.

Что касается финансовых и трудовых затрат на переоборудование пассажирских салонов, то в Air Astana для того пришлось провести демонтаж мониторов системы развлечений, обклеить пассажирские сиденья защитной пленкой, чтобы они не повредились при перевозке грузов, и закупить грузовые сетки.

На вопрос, придется ли экипажам, перевозящим груз, помещаться под 14-дневный карантин после перелета, в авиакомпании сообщили: «Под карантин помещаются инженер, погрузчики и бортпроводники, за исключением пилотов».

Для чего Air Astana вообще решила временно стать грузовой авиакомпанией? Дело в том, что сегодня в мире существует определенный спрос на траспортировку медицинских товаров из Китая в Европу. Сегодня авиакомпания уже получает различные запросы на cargo-транспортировку. А вот спрос на грузоперевозки, который казахстанский перевозчик имели в обычное время до пандемии коронавируса, снизился.

Позволит ли перевозка груза хотя бы частично перекрыть убытки от прекращения пассажироперевозок? «Это, безусловно, внесет свою лепту, но не покроет сокращение выручки из-за приостановки пассажирских рейсов. Глобальный спрос на грузоперевозки упал из-за сокращения подфюзеляжных провозных емкостей. Поэтому мы видоизменили наше предложение по грузоперевозкам, чтобы обеспечить возможность перевозить грузы в грузовом отсеке и салоне самолета», - заключают в авиакомпании. Кстати, 8 апреля президент авиакомпании Питер Фостер на страницах нашего издания рассказывал, что из-за кризиса перевозчик уже потерял $160 млн.

Ранее Forbes.kz рассказывал, что перевозкой грузов в салоне пассажирского самолета стала заниматься казахстанская авиакомпания SCAT. Так, с конца марта перевозчик начал возить медицинский груз из Китая на Украину.

Грузовые рейсы — это чуть ли не единственная работа, которая еще осталась у пассажирских авиакомпаний. В начале марта 2020 перевозчики Казахстана стали сокращать международные рейсы, а после ввода карантина в крупных городах страны прекратились и внутренние перевозки. С 1 апреля 2020 из-за ввода дополнительных ограничений регулярное авиасообщения между городами РК фактически остановилось. Сегодня осуществляются редкие рейсы по возврату иностранцев на родину и казахстанцев — домой.

В целом же глобальная авиация испытывает серьезный кризис. В мире сегодня более трети мирового парка из 8500 пассажирских самолетов было припарковано, и на регулярных рейсах на начало апреля 2020 используется менее половины общего количества пассажиро-мест по сравнению с серединой января 2020. Многие эксперты отрасли ожидают, что когда пандемия коронавируса закончится, авиакомпаниям потребуются годы, чтобы вернуться к своим прежним производственным показателям. Международная ассоциации воздушного транспорта (IATA) оценила ущерб авиакомпаний мира от пандемии коронавируса в $113 млрд.

14 апреля сервис по отслеживанию передвижений гражданских самолетов Flightradar24 выложил две схемы, сделанные с разницей в 1 год. На верхней схеме показано количество самолетов, находящихся в одно и то же время в воздухе — в апреле 2019 их около 18 тыс. На нижней схеме — ситуация на апрель 2020: одновременно в воздухе всего около 5 тыс. гражданский воздушных судов.

Forbes Казахстан