14.06.05

"Аэрофлот" почти согласился на Russian Regional Jet

Как стало известно "Ъ", ОАО "Аэрофлот" и ОАО "Компания "Сухой" начали подготовку контрактной документации на поставку авиакомпании региональных самолетов Russian Regional Jet (RRJ). Принципиальная договоренность, о которой планируется объявить в рамках авиасалона в парижском Ле-Бурже на следующей неделе, достигнута на уровне глав компаний при поддержке госчиновников. Участники рынка отмечают, что контракт больше нужен "Сухому", до сих пор не имеющему заказчиков на RRJ. "Аэрофлоту" же выбор проекта, поддерживаемого государством, дает возможность просить льготного ввоза иномарок до тех пор, пока RRJ не будет запущен в серию. В июле 2004 года ОАО "Аэрофлот" (более 51% акций в госсобственности) объявило конкурс на покупку региональных самолетов. "Приглашение делать предложения в отношении поставки (лизинга) реактивных самолетов регионального класса" было разослано ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (проект RRJ), ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (Ан-148), ЗАО "Проект-3000" (Ту-334), компаниям Embraer и Bombardier.
В документе говорится, что "Аэрофлоту" нужно 50 машин в течение пяти лет начиная с 2005 года. Переговоры о заключении контракта с оферентом-победителем должны были пройти в марте, но до сих пор перевозчик так и не определился с выбором. Менеджмент компании во главе с гендиректором Валерием Окуловым предпочел вначале заручиться поддержкой государства, а оно, по словам директора департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрия Коптева, приоритетным считает проект RRJ.
Как стало известно "Ъ", "Аэрофлот" и "Сухой" активизировали переговоры и готовятся к подписанию в Ле-Бурже контрактных документов. "Договоренность достигнута на уровне гендиректоров обеих компаний Валерия Окулова и Михаила Погосяна", - рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией.
По его словам, точно не определен только статус бумаг, которые могут быть подписаны. "У меня нет уверенности, что "Сухой" может удовлетворить всем требованиям "Аэрофлота", - сообщил собеседник "Ъ", близкий к авиакомпании. - И перевозчику бы хотелось контрактовать самолет, который уже реально существует (первый полет RRJ состоится только через год. - "Ъ"). Поэтому не исключено, что это будет очередной меморандум". "Бумаги действительно готовятся. Это не меморандум, но и не многотомный контракт", - подтвердил источник, близкий к "Сухому". Официальные комментарии сторон крайне скупы. "Предложение "Сухого" по заключению контракта сейчас рассматривается", - заявил корреспонденту "Ъ" замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. "Да, мы ведем переговоры с "Аэрофлотом" в рамках тендера компании. Они рассматривают наше предложение. В ближайшее время мы ждем результатов рассмотрения", - подчеркнула пресс-секретарь "Гражданских самолетов Сухого" Ольга Каюкова. Подписание контракта с "Сухим" фактически означает, что "Аэрофлот" определился с выбором поставщика региональных самолетов, а основной конкурент RRJ, Ан-148, оказывается не у дел. "Контракт с "Аэрофлотом" очень важен для нас, для загрузки мощностей Воронежского акционерного самолетостроительного общества в частности, но у нас уже есть заказчики на самолет", - говорит пресс-секретарь "Ильюшин Финанс Ко" Андрей Липовецкий. В конце апреля "Ильюшиным" был подписан договор финансового лизинга десяти самолетов с "Красэйром" с опционом еще на пять машин на общую сумму более $270 млн. Сейчас готовится контракт с Пулково. Впрочем, опрошенные "Ъ" участники рынка полагают, что согласие "Аэрофлота" купить самолеты в рамках поддерживаемого государством проекта позволит авиакомпании прежде всего добиваться льготного ввоза иномарок, пока RRJ не будет запущен в серию.

Коммерсантъ