06.05.16

"Аэрофлот" отказался от 13 зарубежных рейсов ради конкурентов

Глава Росавиации Александр Нерадько подписал приказ, согласно которому группа "Аэрофлот" лишается прав на выполнение регулярных полетов по нескольким международным маршрутам. Отказ от рейсов осуществляется по инициативе группы "Аэрофлот" в целях усиления конкуренции на рынке гражданской авиации.

Как ранее анонсировало ПАО "Аэрофлот", авиакомпании группы добровольно отказываются от 13 направлений повышенного спроса, полученных от "Трансаэро". Однако приказ Федерального агентства воздушного транспорта предписывает лишение прав на полеты по 10 линиям, а три линии все же оставляет за перевозчиком, менее чем в половину, сокращая частотность полетов.

Основные изменения в правах на международные полеты произошли у дочерней авиакомпании "Россия". Перевозчик освобождает маршруты из Москвы в Гонконг, Кокчетав, Мадрид, Майами, Сингапур, Уральск, Торонто, Франкфурт, Хьюстон и из Санкт-Петербурга в Лондон. Флагманский "Аэрофлот" сокращает частоты на маршрутах из Москвы в Нью-Йорк с 28 до 21 раза в неделю, в Пальма-де-Майорка с 7 до 4 раз в неделю, в Хошимин 14 до 10 раз в неделю. Лоукостер группы "Победа" возвращает допуск к рейсам Сочи – Ереван.

Межведомственная комиссия, на основании решения которой глава Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об изменении прав "Аэрофлота" на международные направления, выдала значительную часть этих частот группе осенью прошлого года - после ухода с рынка авиакомпании "Трансаэро". В общей сложности компании входящие в группу "Аэрофлот" получили тогда временные допуски на 56 международных маршрутах "Трансаэро" - в такой форме "Аэрофлот" получил компенсацию за выполнение обязательства перед пассажирами, купившими билеты на рейсы "Трансаэро". По подсчетам компании, обслуживание 2 млн пассажиров "Трансаэро" обошлось компании в 17 млрд руб.

При этом участники рынка и Федеральная антимонопольная служба в конце 2015 года заявили об угрозе возникновения у "Аэрофлота" доминирующего положения на рынке. Эксперты указывали, что образование такой ситуации представляет опасность для других его участников особенно в условиях кризиса в сегменте авиаперевозок. В ФАС основные риски связывали с тем, что рост "Аэрофлота" дает ему возможность сильнее влиять на тарифы и повышать их. С тех пор глава ведомства Игорь Артемьев, как минимум дважды, высказывал претензии к ценам "Аэрофлота" и обещал принять меры от "придется не просто с ними поговорить" (в декабре 2015 года) до структурных реформ (в начале марта этого года).

"Аэрофлот" на претензии о росте цен на дальневосточные направления ответил введением плоских тарифов, положение группы на рынке ее руководство не оценивало как "доминирующее". Глава компании Виталий Савельев, выступая в телевизионном эфире в январе этого года, оценивал долю группы "Аэрофлот" на российском рынке в 2015 году в 37% с учетом иностранных перевозчиков. Говоря о конкуренции с российскими, он сообщил о доли "Аэрофлота" в 42%.

Правда, не исключено, что в последнем случае он имел в виду долю авиакомпании, а не всей группы. По итогам 2015 года группа "Аэрофлот" заняла 50,6%, а в январе 2016 года укрепила доминирующее положение на рынке достигнув доли в 57,7%, такие данные в содержались в докладе "Состяние рынка авиаперевозок" президента ПАО "ТКП" Александра Руcса, который он представил на заседании комиссии РСПП.

По итогам первого квартала 2016 года доля группы "Аэрофлот" в общем объеме пассажиропотока отечественных компаний составила 57.2%, это следует из статистики Росавиации, опубликованной в конце апреля.

Сразу после публикации статистики Росавиации, пресс-служба группы объявила о том, что "Аэрофлот" добровольно отказывается от 13 направлений повышенного спроса, полученных от "Трансаэро"".

"Этот шаг отражает приверженность ведущей российской авиакомпании основным рыночным принципам, в первую очередь принципу справедливой конкуренции", - говорится в сообщении пресс-службы ПАО "Аэрофлот". В нем указывается, что "Аэрофлот" и раньше добровольно отказывался от допусков на некоторые маршруты. В компании говорят, что причиной таких шагов была "принципиальная позиция национального перевозчика страны по поддержке либерализации рынка авиаперевозок". Тем не менее, в сообщении отмечается, что решение отказаться от направлений принято "с учетом собственной стратегии развития, текущей и перспективной ситуации на рынке международных авиаперевозок".

"Если перевозчик имеет коммерческие права на какие-либо направления, но не выполняет по ним полетов, то он может быть наказан тем, что ему не будут выдавать коммерческие права на другие линии", - напоминает правила исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Он считает, эта причина делает очевидной "необходимость отказа от каких-либо направлений, которые перевозчик не планирует использовать в силу тех или иных причин".

Опрошенные Gudok.ru эксперты полагают, что группа "Аэрофлот" не ощутит потери доходов в связи с отказом от ряда маршрутов. Флагманский "Аэрофлот" присутствует практически на всех указанных направлениях, имея на самых интересных высокую частотность. Таким образом "Аэрофлот" сохранит традиционную сетевую модель бизнеса, зарабатывая на обеспечении стыковок.

Кроме того, группа "Аэрофлот" по итогам первого квартала продолжает вопреки тенденции рынка наращивать не только общий пассажиропоток, но и международный. Пассажирооборот Группы за январь-март 2016 года увеличился на 13,8%, пассажирооборот флагманской авиакомпании - на 12,2%. При этом группа повысила эффективность использования флота: процент занятости пассажирских кресел по Группе "Аэрофлот" увеличился на 2,5 процентных пункта (п.п.) и составил 76,4%. Особенно динамично этот показатель рос у авиакомпании "Россия" с 68,2% до 74. Условная конкуренция с материнской компанией по некоторым маршрутам вполне может привести к откату показателя на прежние позиции.

Кроме того, следует иметь в виду, что изначально парк "России" предполагалась пополнить значительно самолетами "Трансаэро". Теперь поступление новых провозных емкостей под вопросом не только по срокам, но и по объемам.

Напомним, еще в конце года "Аэрофлот" не вел речи о сокращении маршрутной сети, рассчитывая, что выданные ему направления помогут оправдать затраты на санацию в течении шести лет. Впрочем у "Аэрофлота" есть шанс получить часть средств в денежном виде – в апреле суд включил включил в реестр требований кредиторов "Трансаэро" долг "Аэрофлоту" в 5,36 млрд руб.

Группа компаний "Аэрофлот" — крупнейший авиационный холдинг в России. Наряду с ПАО "Аэрофлот" группа включает в себя дочерние авиакомпании: "Россию", дальневосточную авиакомпанию "Аврора", а также единственного в России классического лоукост-перевозчика — "Победу". По состоянию на 31 декабря 2015 года парк Группы "Аэрофлот" насчитывал 265 воздушных судов. Пассажиропоток Группы "Аэрофлот" в 2015 году вырос на 13,4% до 39,4 млн пассажиров. Согласно опубликованной 1 марта отчетности, чистый убыток группы по МСФО в 2015 году уменьшился по сравнению с показателем за предыдущий год в 2,6 раза до 6,494 млрд руб. Выручка за отчетный период увеличилась на 29,8% до 415,173 млрд руб.

Показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 6,3% и 9,6% до 14,1% и 24,8% соответственно. Общий долг группы вырос к 31 декабря 2015 года на 34,1% до 233,729 млрд руб., в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.

Гудок