02.08.06

А логистики все нет

Недавно по приглашению министра экономики и коммуникаций Эстонии Эдгара Сависаара, совершил рабочую поездку в эту страну Игорь Левитин. Министр транспорта России стал первым членом Правительства РФ, приехавшим в бывшую прибалтийскую республику c официальным визитом. В течение двух дней руководитель Минтранса России встретился с президентом и премьер-министром страны, депутатами и бизнесменами, подписал ряд документов межгосударственного значения. В завершение визита И.Левитин рассказал специальному корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" в Балтии об итогах поездки.

- Игорь Евгеньевич, как Вы оцениваете итоги своего визита в Эстонию?

- Нам важно было понять, насколько Эстония сегодня готова принять те грузы, которые мы не в состоянии переваливать через российские порты. Через гавани этой страны сейчас проходит около 40 миллионов тонн наших грузов. В ходе таллиннских встреч я убедился, что мы с моим коллегой, министром экономики и коммуникаций Эстонии господином Эдгаром Сависааром одинаково понимаем значение транзита и инвестиций для наших государств и готовы действовать вместе.

- Вы приняли активное участие в работе "круглого стола", где специалисты и бизнесмены России и Эстонии обсуждали проблемы доставки грузов между нашими странами. Каких конкретных результатов удалось достичь в ходе дискуссии?

- Я с большим интересом выслушал мнения представителей транзитного бизнеса двух государств, их конкретные предложения по тем мерам, которые должно принять государство, чтобы увеличить российский грузопоток через Эстонию в ближайшие годы.

Среди пожеланий можно выделить призыв о равном доступе к инфраструктуре. Надо сказать, что в Эстонии такой доступ существует. В России же пока тариф не разделен на инфраструктурный, вагонный и локомотивный. Думаю, если и мы сможем модернизировать таким же образом железнодорожное направление на Эстонию, то нам удастся увеличить грузопоток в сообщении с этой страной.

- Обеспечены ли сегодня мощности пограничных переходов для такого увеличения грузопотоков?

- Сейчас российско-эстонские пограничные пункты работают на пределе мощностей. Между тем, один только Таллиннский порт планирует в ближайшие несколько лет инвестировать в объекты инфраструктуры 200 млн., ориентируясь на грузооборот в 50 млн.тонн. При таком объеме на наших переходах, равно как и на эстонских, возникнут сложности, преодолевать которые необходимо общими усилиями.

- Можем ли мы рассматривать конструкцию взаимоотношений Россия - Эстония как модель взаимоотношений России с Евросоюзом?

- Безусловно. Однако здесь возникает ряд проблем. В Брюсселе от нас постоянно требуют снижения тарифов, не допуская при этом к европейской инфраструктуре.

Эстония же была первой страной, которая предоставила российскому бизнесу возможность участвовать в развитии своей инфраструктуры и, более того, строить здесь предприятия. В итоге только в Таллиннском порту Россия предоставила работу двум тысячам человек, не говоря о тех тысячах, которые заняты на железной дороге. Поэтому, считаю, мы вправе рассчитывать на то, чтобы и в дальнейшем российский бизнес мог наравне с другим бизнесом участвовать в развитии экономики страны. Вместе с тем, перспективы роста ставят и новые задачи. В том числе в логистике.

- Как Вы оцениваете проекты логистических схем перевозок грузов, которые обсуждались на заседании круглого стола в Таллинне?

- К сожалению, четкие логистические схемы в России пока не работают. У нас взаимодействие проходит в основном на уровне устных договоренностей: грузоотправитель сообщает, в какой порт направляется его судно, а мы обязуемся этот груз туда доставить. Вот и все. А ведь логистика это оптимальная схема, которую оператор или экспедитор предлагает грузоотправителю, а именно: дату и точное время доставки груза в порт назначения. То есть у транспортника должна быть вся логистика перевозок, так сказать, "под рукой": железная дорога, морской, автомобильный транспорт. Мы же пока действуем по принципу "где тарифы дешевле", не учитывая всех издержек транспортного конвейера, и в результате грузоотправитель часто проигрывает. Вот почему в Минтрансе разработана подпрограмма "Экспорт транспортных услуг", предполагающая, в том числе, и создание логистических технологий.

- Игорь Евгеньевич, Вы встречались с Эдгаром Сависааром, премьером Андрусом Ансиппом и другими политиками, у которых различные взгляды на сотрудничество с Россией...

- Что касается политической подоплеки, то, я думаю, всем понятно, что чем напряженнее ситуация в политической сфере, тем серьезнее страдают торгово-экономические отношения. Бизнес боится политических рисков, для успешного развития ему необходима политическая стабильность.

- В рамках визита в Эстонию Вы присутствовали на открытии нефтяного терминала, одного из крупнейших на Балтике, построенного с участием российского капитала. В связи с этим, как Вы оцениваете вложение российских инвестиций в транспортную инфраструктуру Эстонии?

- Присутствие российского капитала в инфраструктуре Эстонии подтверждает тот факт, что при предоставлении равных возможностей для инвестирования российский бизнес выглядит вполне достойно по сравнению с другими странами-инвесторами. Хорошо, что в эстонских портах работает немало предприятий, созданных российскими и российско-эстонскими компаниями. На мой взгляд, это лишь подтверждает необходимость развития логистики не только на региональном уровне, но и с учетом интересов всех участников перевозочного процесса.

РЖД-Партнер; 02.08.06