10.04.15

Цепочки поставок китайского продовольствия в Россию только начинают складываться

«Жэньминь жибао» В рамках российской политики импортозамещения Китай уже приготовился отгружать в Россию овощи и фрукты вагонами. По заявлению Харбинского железнодорожного управления, с 2015 года между Китаем и Россией через КПП «Маньчжоули» (Маньчжурия) будет курсировать «фруктово-овощной поезд», состоящий из 4 вагонов, в которые можно будет загрузить до 196 тонн овощей и фруктов.

Это не единственная попытка российских властей заменить исчезающие с прилавков санкционные овощи и фрукты аналогичной продукцией из Китая. Как стало известно, в этом году Россия получит китайские овощи также в обмен на поставки в Китай 30 млн тонн зерна.

В конце прошлого года российскими властями были предприняты еще и попытки наладить поставки китайского мяса. Так, в 2014 году Китай отправил в Россию 3,3 тыс тонн свинины в рамках контрактов, заключенных с двумя агропредприятиями в провинции Хэйлунцзян. Впрочем, с тех пор новые контракты по поставкам мяса пока не заключались.

В сети супермаркетов «Самбери» г. Хабаровска (Дальний Восток) ассортимент продовольственных товаров из Китая не расширился. В тех же объемах продолжают закупаться, как и закупались ранее такие китайские продукты, как орехи, сухофрукты, чаи и бакалея, поясняет «Жэньминь Жибао он-лайн» Ольга Егорова, руководитель направления по связам с общественностью РН ГК «Невада» («Самбери»). По ее словам, на рынках Хабаровска китайских орехов и сухофруктов стало значительно меньше. Спрос превышает предложение, отчего растут цены. Правда, не исключено, что рост цен на сухофрукты связан с окончанием сезонности.

В целом же по России цены на китайское продовольствие подросли. Значительно подорожали бакалейные товары из Китая (крупы, макаронные изделия) и китайский чай. Поднялись цены и на китайские овощи и фрукты. Однако по словам экспертов, торговля этими категориями товаров по-прежнему идет бойко и без перебоев.

Сокращение импорта из Китая

Рост цен на китайские товары в России объясняется в первую очередь падением курса рубля по отношению к юаню и ростом транспортных тарифов. Постепенно это начинает сказываться на объемах импорта китайских товаров в РФ.

«Структура взаимной торговли между Россией и Китаем к началу 2015 года не претерпела существенных изменений», анализирует ситуацию Юрий Зайцев, старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). «За первые 2 месяца 2015 года объем экспорта продовольственных товаров из Китая составил 217,69 млн долларов США (2,69% от общего объема экспорта в Россию). Однако объемы импорта китайских продовольственных товаров сократились по отношению к ноябрю и декабрю 2014 года, когда импорт этой категории товаров и стоимостном выражении составил 231,26 млн долларов США».

В Россельхознадзоре по Забайкальскому краю и Амурской области «Жэньминь Жибао он-лайн» подтвердили эту тенденцию. По словам экспертов ведомства, за 3 месяца 2015 года объем ввоза овощей и фруктов через пункты пропуска на государственной границе РФ и КНР в зоне ответственности управления снизился на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Проблемы логистики

По словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, Китай пока не сумел наладить поставки сельскохозяйственных продуктов в Россию. И виной тому – как ценовые разногласия, так и вопросы логистики.

Взять например поставки китайской свинины в Хабаровский край. Первые поставки в Хабаровск осуществлялись частично по морю, из Даляня (провинция Ляонин) через порт Владивостока. И только в феврале администрацией Хабаровского края был проработан сухопутный маршрут поставок мяса – через КПП «Жаохэ», что сократило время доставки с 30 до нескольких дней.

По словам Юрия Зайцева из РАНХиГС, география поставок китайского продовольствия в Россию широка – от Дальнего Востока до центральных регионов России. «При этом многие импортеры, особенно в центральных регионах России, предпочитают ввозить китайские продовольственные товары по железной дороге через территорию Казахстана (погранпереход Алашанькоу-Достык)», говорит эксперт. «Это позволяет им экономить на транспортных издержках, а также на уплате НДС, который составляет 12% в Казахстане (18% в России)».

На железную дорогу рассчитывают и создатели «фруктово-овощных поезда» между Китаем и Россией. Дешевизна транспортировки товара поездом и крупные объемы поставок могут позволить сдержать цены на китайское продовольствие в России. Получится ли это у них – покажет время.