28.04.20

30% участников рынка логистических услуг не переживут коронакризис

Мировой экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, в совокупности с падением цен на нефть негативно отразился на внешнеэкономической деятельности России и, как следствие, на деловой активности в таможенно-логистической отрасли. Гильдия участников ВЭД "Гермес", Ассоциация деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности, а также Национальная ассоциация таможенных представителей обратились за поддержкой к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову.

Участники ВЭД отмечают, что спад международного товарооборота, трудности с привлечением кредитных средств и нарушение получателями грузов договорных обязательств по оплате перевозки, таможенному оформлению и хранению создают серьезную нагрузку на игроков рынка. Самые крупные компании увеличивают дебиторскую задолженность, а малые ждет серьезный кассовый разрыв, который приведет к уходу с рынка трети организаций. «Если не будут предприняты необходимые меры, то пострадают все отрасли, задействованные в цепочке международных поставок. Уже в конце мая мы можем увидеть первые перебои с поставками и повышение цен. А к концу 2020 года рынок транспортно-логистической отрасли сократиться до 30%, так как даже у самых устойчивых компаний увеличивается размер дебиторской задолженности», – настаивает Евгений Кошкаров, вице-президент ГК «Аривист» и первый заместитель председателя правления гильдии «Гермес».

Если сценарий с подобными негативными тенденциями будет затягиваться, это, по мнению авторов обращения, приведет к перебоям с поставками товаров (продуктов питания, фармацевтической и медицинской промышленности) и накоплению грузов в пунктах пропуска, в том числе на морских портах. Задержка груза в порту приводит к дополнительным издержкам на хранение груза. Повышенные затраты лягут на плечи грузовладельцев, а в итоге – на конечных потребителей. При этом вероятно, что начнется простой промышленных предприятий из-за отсутствия своевременных поставок импортных комплектующих. Все эти факторы приведут к увольнению сотрудников таможенно-логистической отрасли.

Объединенные участники ВЭД просят признать таможенных представителей, экспедиторов и других участников ВЭД организациями, оказывающими жизненно важные услуги, и предоставить им отсрочку в 6 месяцев от уплаты платежей, доначисленных в результате проверок таможенными органами после выпуска товаров. Кроме того, отрасль может поддержать перенос запуска мероприятий по маркировке обуви, одежды и шин под знаком «Честный знак», что позволить не замедлять импорт этих товаров. В качестве шагов по стабилизации ситуации авторы обращения просят обязать Таможенную службу, Россельхознадзор и Роспотребнадзор в экстренном порядке перейти на электронный документооборот. Также, по их мнению, необходимо определить Министерство транспорта координатором переговорного процесса между таможенно-логистическими компаниями и морскими перевозчиками и стивидорными компаниями, работающими в морском порту Санкт-Петербурга и других портах России, о предоставлении отсрочки на оплату морской перевозки и платежей за погрузо-разгрузочные операции в морском порту. Это станет первым шагом в создании Санкт-Петербугского портового сообщества, о необходимости которого сообщил президент Владимир Путин в конце марта.

«Это минимальная часть мероприятий, которая может помочь обеспечить непрерывность цепочек поставок в условиях противодействиям кризисным явлениям в экономике. В противном случае логистические проблемы начнут задевать всех участников международных цепочек, включая промышленные предприятия и конечных покупателей уже начиная с конца мая», – подчеркнули участники ВЭД в своем обращении.

РЖД-Партнер