02.05.07

«1С-Логистика:Управление складом» на складском комплексе ТПГ «ТЕРНА»

В конце 2006 года компания AXELOT завершила автоматизацию первого склада компании «Терна Светотехника», входящей в группу компаний «ТЕРНА». В ходе проекта внедрено тиражное решение «1С-Логистика:Управление складом» на технологической платформе «1С:Предприятие 8».

Торгово-промышленная группа компаний (ТПГ) «ТЕРНА» включает в себя несколько предприятий, являющихся лидерами в таких областях, как производство профилей для монтажа подвесных потолков, производство профиля для монтажа гипсокартонных листов, выпуск растровых светильников, наружных облицовочных панелей из полимерных материалов. В состав группы компаний входят крупнейший в России поставщик импортных источников света и крупнейшая в России компания по проектированию и монтажу комплексных систем безопасности, обеспечению криптозащиты информации. Группа компаний «ТЕРНА» обладает тремя заводами по производству отделочных строительных материалов, тремя специализированными торговыми компаниями, имеет 83,8 тысяч кв. метров собственных производственных, складских и офисных площадей в г. Москве и Подмосковье, более 12 тысяч квадратных метров арендованных офисно-складских помещений в регионах России.

Перед группой компаний «ТЕРНА» стояла задача заменить существующую программу складского учета сопровождаемой и более стабильной системой для последовательного ввода в эксплуатацию на нескольких складах предприятия.

Определяющими факторами при выборе совместного с фирмой «1С» решения компании AXELOT «1С-Логистика:Управление складом» стали ее современный функционал, отечественное происхождение, востребованность на российских предприятиях, широкие возможности технической поддержки и развития, а также развертывание в группе компаний «ТЕРНА» инфраструктуры на платформе «1С:Предприятие 8», куда и планировалось интегрировать систему автоматизации склада. Еще одно важное требование Заказчика – реализация системы с типовой функциональностью для минимизации возможных доработок и выполнения проекта в предельно сжатые сроки, экономии затрат и, впоследствии, более эффективного сопровождения системы.

Среди требований к системе – учет и управление ключевыми складскими операциями: приемкой, размещением, отбором, отгрузкой, внутрискладскими перемещениями, переупаковкой, частичной и полной инвентаризацией, подготовкой аналитической отчетности.

Первым объектом ТПГ «ТЕРНА», на котором новая система автоматизации была введена в эксплуатацию в «пилотном» режиме, стал склад компании «Терна Светотехника», расположенный в Москве по адресу: Дмитровское шоссе, 87. Общая площадь трехэтажного отапливаемого складского комплекса составляет 7174 кв. метров. Перемещения персонала и товара между этажами производится посредством грузовых лифтов. На первом этаже склада площадью 1361 кв. м. располагаются зоны приемки, отгрузки и хранения товара, для которого использование лифтов является неэффективным в связи с его весогабаритными характеристиками. На втором и третьем этажах площадью 2715 кв.м. и 3097 кв. м. соответственно расположены зоны хранения товара. На складе используются трехъярусные стеллажные конструкции. В непосредственной близости от склада расположен оснащенный доступом в Интернет офис, в котором персонал ведет работу с клиентами и учетными документами. Спецификой работы складского комплекса на Дмитровском шоссе является круглосуточный режим работы, связанный с высокой интенсивностью товаропотока. Номенклатура товара насчитывает более 10000 позиций, из которых активно используются около 3500.

Проектная команда Заказчика состояла из 5 сотрудников отделов информационных технологий и логистики и руководителя проекта. От AXELOT в проекте участвовали 1 руководитель проекта, 2 консультанта и 2 программиста.

Спецификой данного проекта стали более высокие организационные требования к выполняемым работам, предъявляемые в связи с одновременным запуском корпоративной информационной системы «1С:Управление производственным предприятием 8» и «1С-Логистика:Управление складом», которые необходимо было интегрировать между собой. Кроме того, этап непосредственного внедрения складской системы пришелся на период сезонной пиковой нагрузки предприятия. Впервые в своей практике компания AXELOT разработала и успешно применила в процессе автоматизации склада методологию комбинированного паллетного и беспаллетного учета. Суть методологии заключается в том, что в различных местах хранения товар может учитываться как на паллетах, так и штучно, что обеспечивает более высокую гибкость работы с товаром и эффективность использования складских площадей.

Высокая интенсивность товарооборота обусловила и большую детализацию информационного обмена между складской и корпоративной системами. Так менеджеры по закупкам и продажам в реальном времени могут отслеживать состояние каждого заказа в разрезе операций приемки, отбора и отгрузки товара. В частности, документы на отгрузку товара могут формироваться исключительно по итогам завершения подбора товара на складе, что исключает возможные организационные сбои в работе. Для оптимизации операции подбора товара в системе был реализован специальный «двухпроходный» механизм, позволяющий подобрать товар с использованием различных и несовместимых (на первый взгляд) с точки зрения функциональности системы логических принципов. Например, для каждого из «проходов» подбора были установлены свои приоритеты. В частности, для подбора с верхних ярусов стеллажей реализована логика минимизации подходов к ячейкам, что обеспечивает повышение скорости операции и меньшую вовлеченность подъемно-транспортного оборудования. В то же время, при подборе товара с нижних ярусов стеллажей реализована логика максимальной утилизации адресного пространства склада, что позволило более эффективно использовать активную зону хранения товара и иметь оперативно высвобожденной большую площадь склада.

Одним из важных результатов этапа внедрения «пилотного» проекта стало обеспечение 123 отгрузок товара клиентам точно в запланированный срок уже на 4 рабочий день после запуска системы в режиме пиковой нагрузки склада на момент внедрения.

Такой результат стал возможным, в первую очередь, потому, что при разработке концепции системы руководителем проекта от Заказчика была поставлена задача минимальной модификации существующих бизнес-процессов, в результате чего удалось предельно уменьшить адаптационный период складских работников. По всем складским операциям имеются подробные инструкции, которые не только дают общее понимание складских операций, но и детально описывают выполняемые действия.

Среди факторов, способствовавших успешному выполнению проекта, также стали следующие мероприятия, проведенные Заказчиком:

тщательное планирование работ и детальная проработка процессов, которые позволили избежать непредвиденных ситуаций, часто возникающих при запуске систем управления складом;
принципиальная позиция в отношении возможных модификаций, в результате чего система соответствует первоначальной концепции, а не «слеплена на скорую руку» при внедрении;
организация выполнения работ в соответствии с проектной документацией, а также тщательное фиксирование всех выполненных и планируемых задач по проекту, что позволяло проектным командам «ТЕРНА» и AXELOT однозначно трактовать фронт работ и свои взаимные обязательства;

обеспечение четкой координации сотрудников проектных команд по внедрению складской и корпоративной информационных систем, что свело к допустимому минимуму (менее 1 часа в начальной фазе внедрения, а впоследствии не более 20 минут) задержки при обмене данными между системами.

В ходе проекта автоматизировано 14 рабочих мест.

Внедрение автоматизированной системы на базе «1С-Логистика:Управление складом» позволило значительно повысить управляемость склада.

По результатам пилотного проекта принято решение о тиражировании системы «1С-Логистика:Управление складом» на других складах компаний, входящих в ТПГ «ТЕРНА».

IT Guide; 02.05.07