Об утверждении типового положения о правовой службе регионального таможенного управления
В целях повышения уровня правовой работы в региональных таможенных управлениях, в соответствии с приказом ФТС России от 29.10.2004 205 О типовой структуре регионального таможенного управления и численности должностных лиц и работников региональных таможенных управлений
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить типовое положение о правовой службе регионального
таможенного управления (приложение).
2. Начальникам региональных таможенных управлений в месячный срок
обеспечить на основании указанного типового положения разработку положений
о правовой службе регионального таможенного управления и ее подразделениях,
их представление на согласование в Правовое управление ФТС России и
утверждение.
3. Признать утратившими силу приказы ГТК России от 24.12.2001 1230
Об утверждении типового положения о правовом отделе регионального
таможенного управления , от 04.08.2003 846 Об утверждении Типовых
положений об отделах контроля соблюдения законности региональных
таможенных управлений и от 12.03.2004 304 О внесении изменений в приказ
ГТК России от 04.08.2003 846 .
4. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову осуществлять
контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
A. E. Жерихов
Приложение
к приказу ФТС России
от 09.08.2005 722
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОЙ СЛУЖБЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
I. Общие положения
1. Служба является структурным подразделением регионального
таможенного управления (РТУ), созданным для организации и непосредственного
осуществления правовой работы, информирования и консультирования по
вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию
таможенных органов, в РТУ и таможенных органах, подчиненных РТУ (далее -
таможенные органы региона), и обеспечения законности деятельности
таможенных органов региона, а также реализации права лиц на обжалование.
2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом
Российской Федерации, другими федеральными законами, международными
договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития
России, Минфина России и Банка России, правовыми актами ФТС России, РТУ, а
также Положением.
3. В структуру Службы входят правовое подразделение, подразделение
консультирования по таможенному законодательству, подразделение контроля за
соблюдением законности при привлечении к административной ответственности,
подразделение рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела.
4. Организационное и методическое руководство деятельностью Службы
по выполнению возложенных на нее задач и функций осуществляет Правовое
управление ФТС России, а в части выполнения специальных задач и функций,
предусмотренных главой V Положения, - заместитель начальника Правового
управления ФТС России, курирующий вопросы соблюдения законности.
5. Руководство деятельностью Службы осуществляет заместитель
начальника РТУ - начальник правовой службы (далее - начальник Службы).
6. Работа Службы строится на основе текущего и перспективного
планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной
деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности
каждого должностного лица Службы за состояние дел на порученном участке и за
выполнение отдельных поручений. План работы Службы формируется с учетом
планов работы ФТС России и РТУ, целевых программ и концепций и
утверждается начальником Службы.
Служба решает возложенные на нее задачи как непосредственно, так и
через соответствующие подразделения таможенных органов региона, а также во
взаимодействии с другими структурными подразделениями РТУ.
8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в
Службе осуществляются согласно установленному порядку.
II. Основные задачи Службы
9. Правовое обеспечение деятельности РТУ и таможенных органов
региона, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской
Федерации при выполнении ими своих функций.
10.Обеспечение единообразия применения таможенными органами региона актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации.
11. Совершенствование системы мер, обеспечивающих единообразное и правильное применение таможенными органами региона таможенного законодательства Российской Федерации.
12.Обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России.
13.Выявление правовых пробелов и коллизий актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела в правоприменительной деятельности РТУ и представление ФТС России предложений об их устранении.
14.Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
15.Информационно-аналитическое обеспечение деятельности РТУ, связанное с правовыми вопросами.
16.Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных правовых актов Минэкономразвития России и правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.
17. Методическое и общее руководство правовой работой, а также информированием и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в правовых подразделениях таможенных органов региона.
18.Мониторинг состояния судебной практики по делам с участием РТУ и таможенных органов региона, а также анализ и обобщение такой практики.
19.Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц Службы и таможенных органов региона.
20.Правовое обеспечение хозяйственной деятельности РТУ.
21.Правовое обеспечение защиты прав и социальных гарантий должностных лиц РТУ и таможенных органов региона.
III. Функции Службы
22.Подготовка самостоятельно либо участие в подготовке (анализ, осуществление правовой экспертизы) проектов правовых актов, издание которых входит в компетенцию РТУ.
23.Проведение правовой экспертизы на соответствие законодательству Российской Федерации проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями РТУ.
24.Анализ и обобщение практики применения таможенного и иного законодательства Российской Федерации в таможенных органах региона, разработка и внесение на рассмотрение начальника РТУ, а в случае необходимости - Правового управления ФТС России предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в целях устранения правовых пробелов и коллизий норм.
25.Подготовка и внесение на рассмотрение начальника РТУ и Правового управления ФТС России предложений о внесении изменений и дополнений в правовые акты РТУ и ФТС России либо об их отмене.
26.Применение мер по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями РТУ и таможенными органами региона актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России и правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.
27.Подготовка отчетов, а также справочных, аналитических и информационных материалов о правовой деятельности РТУ и таможенных органов региона и направление их в Правовое управление ФТС России и в таможенные органы региона.
28.Участие в подготовке сборников, справочников, пособий и собраний нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию ФТС России.
29.Контроль за соответствием правовых актов, технологий таможенного оформления и таможенного контроля в таможенных органах региона законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, нормативным правовым актам Минэкономразвития России и правовым актам ФТС России.
30.Систематизированный учет поступающих в РТУ нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых РТУ правовых актов, их сбор, накопление, хранение и обработка материалов по правовым вопросам, поддержание соответствующей базы в актуальном состоянии, методическая и практическая помощь правовым подразделениям таможенных органов региона в организации такого учета, а также в обеспечении единообразного применения этих актов.
31. Комплектация библиотеки юридической литературы, оформление подписки на правовые периодические издания.
32.Участие совместно с другими структурными подразделениями РТУ в подготовке информационных стендов по вопросам таможенного законодательства для обеспечения деятельности РТУ по информированию заинтересованных лиц.
33.Обеспечение, в том числе с использованием информационных технологий, свободного бесплатного доступа заинтересованных лиц к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела.
34.Организация и контроль обеспечения таможенными органами региона, производящими таможенное оформление товаров и транспортных средств, доступа заинтересованных лиц к организуемым в местах таможенного оформления информационным стендам с информацией о правовых актах, регламентирующих порядок совершения основных таможенных операций.
35.Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (службу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с прохождением службы, привлечении должностных лиц к ответственности и увольнении со службы.
36.Предоставление бесплатно консультаций заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
37. Оказание по поручению начальника РТУ помощи структурным
подразделениям РТУ, таможенным органам региона и их должностным лицам по
вопросам применения законодательства Российской Федерации и
консультирование по этим вопросам.
38. Организация совместно с кадровыми подразделениями РТУ и
таможенных органов региона, филиалами Российской таможенной академии
правовой подготовки должностных лиц РТУ, таможенных органов региона.
Участие в разработке программ правового обучения указанных должностных лиц.
39.Организация судебной защиты государственных интересов и интересов таможенных органов при рассмотрении судами дел с участием таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России.
40.Обучение и консультирование должностных лиц РТУ по вопросам правовой компетенции и приобретения навыков участия в судебных процессах.
41. Участие совместно с другими структурными подразделениями РТУ в подготовке и заключении хозяйственных договоров, проведение правовой экспертизы представленных на рассмотрение структурными подразделениями РТУ проектов хозяйственных договоров.
42.Участие в претензионной работе.
43.Анализ и обобщение договорной и исковой работы, мониторинг согласно установленному порядку состояния судебной практики по делам с участием РТУ и таможенных органов региона, анализ такой практики, в том числе с использованием информационных технологий, и осуществление связи по вертикали, составление необходимых справок, обзоров и других аналитических материалов для руководства РТУ и Правового управления ФТС России.
44.Участие по поручению начальника РТУ в служебных проверках таможенных органов региона и подготовка в пределах компетенции Службы заключений по материалам служебных проверок.
45. Общее и методическое руководство деятельностью правовых подразделений таможенных органов региона и контроль указанной деятельности, в том числе путем проведения плановых проверочных и иных мероприятий.
46.Сбор, анализ, учет сведений о кадровом составе правовых подразделений таможенных органов региона.
47.Организация и регулярное проведение на плановой основе стажировки должностных лиц правовых подразделений таможенных органов региона.
48.Проведение совещаний и семинаров по правовой тематике с должностными лицами правовых подразделений таможенных органов региона, в том числе (при наличии возможности и при необходимости) с привлечением представителей судебных и иных государственных органов.
IV. Права Службы
49.Служба для выполнения возложенных задач и функций имеет право:
1) получать поступающие в РТУ, а также издаваемые РТУ и таможенными
органами региона правовые акты и документы;
2) осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской
Федерации при издании правовых актов таможенными органами региона в
пределах своей компетенции;
3) привлекать с согласия начальника структурного подразделения РТУ или
начальников таможенных органов региона должностных лиц к осуществлению
мероприятий, связанных с организацией правовой работы;
4) привлекать должностных лиц других структурных подразделений РТУ к
оказанию методологической и практической помощи при консультировании
заинтересованных лиц и подготовке проектов ответов на их запросы, а также при
подготовке материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с
участием РТУ и таможенных органов региона и для непосредственного участия в
судебных заседаниях;
5) возвращать исполнителям на доработку не соответствующие
законодательству Российской Федерации проекты документов, составлять по ним
заключения и давать рекомендации по устранению выявленных противоречий;
6) готовить рекомендации по вопросам правовой деятельности, а также по
информированию и консультированию в таможенных органах региона;
7) поручать таможенным органам региона проведение анализа по
актуальным вопросам правоприменительной и судебной практики по делам с
участием РТУ и таможенных органов региона, требовать ведения учета и
представления статистической отчетности согласно установленным формам,
представления аналитических справок и иной статистической информации, а
также доведения до сведения Службы копий судебных актов, отражающих
позицию судов по актуальным вопросам правоприменительной практики;
8) запрашивать в структурных подразделениях РТУ и таможенных органах
региона согласно установленному порядку необходимые документы, заключения,
аналитические материалы и другую информацию, получать от них и использовать
в работе представленную информацию и официальные заключения;
9) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными
информационными системами, а также создавать собственные базы данных;
10) готовить проекты запросов в территориальные органы
законодательной и исполнительной власти, другие государственные органы и
организации о представлении необходимых сведений;
11) вносить на рассмотрение руководства РТУ предложения о проведении
служебных проверок по фактам ненадлежащего исполнения должностных
обязанностей должностными лицами РТУ, таможенных органов региона и
участвовать в их проведении;
12) принимать участие в подготовке и проведении заседаний коллегии,
совещаний, конференций и иных мероприятий, проводимых РТУ;
13) вносить на рассмотрение руководства РТУ предложения о
совершенствовании своей деятельности, в том числе по кадровым вопросам;
14) представлять интересы РТУ в территориальных органах
законодательной, исполнительной власти, а также других органах и организациях
при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Службы.
50.Служба имеет иные права, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
V. Особенности деятельности Службы
51. Служба решает следующие специальные задачи, связанные с контролем за соблюдением законности в таможенном деле и при привлечении лиц к административной ответственности:
1) контроль за соблюдением должностными лицами РТУ, а также
таможенных органов региона законности при принятии решений и совершении
действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных
органов в сфере таможенного дела;
2) контроль за соблюдением таможенными органами региона, в том числе
оперативными таможнями, законности при привлечении лиц к административной
ответственности;
3) организация деятельности таможенных органов региона по контролю за
соблюдением законности при принятии решений, совершении действий
(бездействия) в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к
административной ответственности и методическое руководство этой
деятельностью;
4) выявление причин и условий, порождающих нарушение
законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов лиц при
проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, при
исчислении и взимании таможенных платежей, при осуществлении таможенными
органами иных функций в сфере таможенного дела, а также незаконное
привлечение лиц к административной ответственности или необоснованное
освобождение от нее, нарушение прав лиц при производстве по делам об
административных правонарушениях; выработка и принятие мер, направленных
8
на сокращение числа обоснованных жалоб и повышение уровня законности принимаемых таможенными органами региона решений;
5) создание условий для реализации лицами права на обжалование
решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, а также решений,
принимаемых при привлечении лиц к административной ответственности.
5 2. Для решения специальных задач Служба выполняет следующие специальные функции:
1) проверка в связи с жалобами лиц и актами прокурорского реагирования,
в том числе с выездом в таможенные органы региона, законности и
обоснованности:
а) решений, действий (бездействия) должностных лиц РТУ, за исключением начальника РТУ, и таможенных органов региона в сфере таможенного дела;
6) постановлений таможенных органов региона по делам об
административных правонарушениях, а также решений, принятых в ходе
производства по таким делам;
2) подготовка материалов для рассмотрения жалоб и протестов на
постановления таможенных органов региона по делам об административных
правонарушениях, обеспечение процедуры пересмотра таких постановлений;
3) подготовка проектов решений и ответов РТУ по жалобам и актам
прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере
таможенного дела, а также на постановления по делам об административных
правонарушениях и решения, принятые в ходе производства по делам об
административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к
компетенции РТУ, обеспечение их исполнения таможенными органами региона;
4) регистрация и учет поступивших в РТУ жалоб и протестов на
постановления по делам об административных правонарушениях, уведомлений о
дате, времени и месте рассмотрения жалоб, вызовов для участия в их
рассмотрении, а также решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и
протестов; ведение согласно установленному порядку журналов, необходимых
для регистрации и учета;
5) подготовка ответов на поступающие из структурных подразделений
РТУ, таможенных органов региона, органов прокуратуры, судебных органов,
других государственных органов обращения по вопросам применения
законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства об
административных правонарушениях, таможенного законодательства, в части,
касающейся привлечения к административной ответственности; подготовка
ответов на представления прокуроров, частные определения судебных органов по
вопросам законности при привлечении лиц к административной ответственности;
6) сбор информации относительно обжалования и опротестования в судах
решений, принимаемых РТУ по результатам рассмотрения жалоб и актов
прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере
таможенного дела, а также постановлений по делам об административных
правонарушениях и решений, принятых в ходе производства по делам об
административных правонарушениях, бывших предметом пересмотра РТУ,
решений, принятых по результатам их пересмотра;
7) обобщение и анализ жалоб, актов прокурорского реагирования,
поступающих в РТУ, правоприменительной практики РТУ и таможенных органов.