Приказ ФТС РФ № 1109 от 2005-11-25 00:00:00

Об итогах целевой инспекторской проверки деятельности Хабаровской таможни

Комиссия ФТС России во исполнение приказа ФТС России от 29.09.2005 907 в период с 03.10.2005 по 14.10.2005 провела целевую инспекторскую проверку деятельности Хабаровской таможни.
В ходе проверки выявлены допущенные должностными лицами Хабаровской таможни нарушения установленных нормативными правовыми актами ГТК России и правовыми актами ФТС России порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, порядка контроля за помещением товаров на склад временного хранения, порядка контроля за достоверностью заявленных в грузовых таможенных декларациях (ГТД) сведений, условий выпуска товаров, порядка принятия решения о таможенной стоимости товаров.
Так, в нарушение требований пунктов 8, 10 Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденного приказом ГТК России от 23.12.2003 1520, постоянные зоны таможенного контроля на железнодорожной станции Хабаровск-2, созданные приказами Хабаровской таможни от 31.12.2004 686 и от 14.04.2005 62, не обозначены и не огорожены должным образом, не исключен доступ в них посторонних лиц. В зонах хранятся контейнеры с товарами, не находящимися под таможенным контролем.
Должностные лица Хабаровского таможенного поста в нарушение требований пунктов 41, 48, 53 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 1467, и пункта 2 статьи 92 Таможенного кодекса Российской Федерации несвоевременно производили выдачу перевозчикам подтверждения о прибытии транспортных средств, само подтверждение оформляли в одном экземпляре, на документах отчета ДО1 не отмечали время проставления штампа Товар поступил .
Согласно объяснения начальника Хабаровского таможенного поста Д.А.Зыкова, подтвердить своевременность выдачи указанных документов он не может.
В нарушение требований пункта 51 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 16.09.2004 50, в постоянной зоне таможенного контроля на железнодорожной станции Хабаровск-2 отсутствует порядок ведения складского учета.
В период работы комиссии с 05.10.2005 по 14.10.2005 в Хабаровской таможне отмечено значительное снижение количества транспортных средств, прибывающих из Китая, а также общее снижение количества ГТД на импортируемые товары. Так, если в сентябре 2005 года Хабаровский таможенный пост в режиме выпуска для внутреннего потребления за день в среднем оформлял до 30 ГТД, то в период работы комиссии число таких ГТД сократилось до пяти. При этом практически полностью прекратился ввоз товаров, классифицируемых в товарных позициях ТН ВЭД России 61, 62, 64 (одежда, обувь).
Между тем анализ ГТД, оформленных в сентябре 2005 года, показывает, что поставки товаров указанной категории ранее осуществлялись на постоянной основе. При этом товары с высокой ставкой налогообложения (обувь, одежда) декларировались в незначительных количествах (5 - 25%), а оставшиеся товарные партии (75 - 95%) декларировались как товары народного потребления низкой таможенной стоимостью и с низкой ставкой налогообложения (скотч, одноразовая посуда и т.д.).
При выборочной проверке ГТД, оформленных должностными лицами Хабаровского таможенного поста, выявлены многочисленные факты декларирования и выпуска товаров (обои, подставки под горячее, зеркала, поливинилхлоридная пленка), характеристики которых (плотность и толщина изделия) вызывают сомнение в достоверности заявленных сведений (ГТД 10703050/120905/0010008, 10703050/140905/0010089, 10703050/140905/0010104, 10703050/060905/0009750, 10703050/160905/0010196, 10703050/040905/0009645, 10703050/260905/0010685, 10703050/230905/0010546, 10703050/140905/0010089, 10703050/260905/0010685, 10703050/260905/0010638).
При таможенном досмотре систематически нарушались требования нормативных актов, регламентирующих его проведение. Так, в нарушение требований пункта 32 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной приказом ГТК России от 20.10.2003 1166, в актах таможенных досмотров отсутствовали сведения об упаковке, маркировке товара, его цвете и материале. Кроме того, при выборочном контроле актов таможенного досмотра, составленных должностными лицами Хабаровской таможни в течение сентября 2005 года, выявлены многочисленные случаи прикладывания к различным актам таможенных досмотров одних и тех же фотографий товаров.
При фактическом контроле товарных партий в ходе таможенных осмотров и досмотров с участием комиссии ФТС России выявлены факты недостоверного указания массы, кода и количества товаров. Так, при таможенном осмотре до -подачи ГТД (акт таможенного осмотра 10703050/121005/000226) сантехнического оборудования, прибывшего по транзитным декларациям 10714040/290905/0027561 - 0027563, вместо указанных в них трех акриловых ванн и четырех душевых кабин (код ТН ВЭД 3922100000) были выявлены две гидромассажные ванны и четыре паровые бани (код ТН ВЭД 901910900), а также искусственные цветы, не указанные в транзитной декларации и товаросопроводительных документах.
При таможенном досмотре товаров, заявленных по ГТД 10703050/011005/П0010908, выявлено недекларирование товаров (автомобильные аксессуары оплетка для руля, чехлы для сидений, декоративные накладки - всего 7364 шт.). При этом в указанной ГТД не были заявлены сведения о 4 101 кг оплетки для руля, ставка пошлины на которую составляет не менее 0,48 евро за 1 кг. Таким образом, недоплата таможенной пошлины по данному товару составила 1948 евро.
Изложенное позволяет сделать вывод о возможном заявлении недостоверных сведений в отношении товаров, которые происходят из Китая и таможенное оформление которых осуществляется в Хабаровской таможне, что в свою очередь свидетельствует о наличии дополнительных резервов в Хабаровской таможне в части сбора таможенных платежей.
При проверке правомерности принятых решений о таможенной стоимости было установлено, что наиболее часто при контроле таможенной стоимости товаров в Хабаровской таможне применяется резервный метод (далее - метод 6) определения таможенной стоимости без использования других методов и при отсутствии какого-либо документального обоснования его применения.
Так, в декларациях таможенной стоимости отсутствуют ссылки на документы, представленные декларантами в подтверждение заявленной стоимости, рассчитанной с учетом примененного метода определения таможенной стоимости, либо указываются документы, не содержащие нейтральной информации о ценах. При этом таможенная стоимость товаров, определенная должностными лицами таможни на основании метода 6, в большинстве случаев фактически соответствует их стоимости, указанной в контракте.
Однако применение метода 6 на базе метода по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) не допускается согласно пунктам 32, 33 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых - (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Инструкция о проверке таможенной стоимости), утвержденной приказом ГТК России от 18.06.2004 696, и пункту 22 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости (далее -Инструкция о заполнении ДТС), утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 998.
Согласно объяснениям заместителя начальника Хабаровской таможни по экономической деятельности И.В.Брацюк, достоверность сведений при контроле таможенной стоимости при ее определении декларантом по методу 6 проверяется путем сравнения заявленной таможенной стоимости с данными по идентичным (однородным) товарам, содержащимися в информации о ценах, направленной в таможню ГТК России, ФТС России, Дальневосточным таможенным управлением, а также путем использования программного средства Мониторинг-Анализ .
В результате выборочной проверки ГТД, оформленных на Хабаровском таможенном посту в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, выявлено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров должностные лица таможенного поста принимали заявленную декларантом таможенную стоимость, определенную по методу 6. В нарушение статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.05.93 5003-1 О Таможенном тарифе (далее - Закон О Таможенном тарифе ) в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 принималась документально не подтвержденная стоимость товара на основании инвойса, например, в ГТД 10703050/120905/0009986, 10703050/160905/0010194 и 10703050/170905/0010239. При контроле таможенной стоимости в нарушение требований пункта 5 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ГТК России от 16.09.2003 1022, декларант не представлял, а должностные лица Хабаровского таможенного поста не запрашивали документы и сведения, которые послужили бы основой для определения таможенной стоимости товаров.
В нарушение пункта 32 Инструкции о проверке таможенной стоимости в некоторых ГТД, например, 10703050/300905/0010891, в которой заявлена таможенная стоимость товаров, определенная по методу 6, в качестве подтверждения приведены ГТД, ранее оформленные в зоне деятельности таможни по однородным и (или) идентичным товарам, таможенная стоимость которых также определена по методу 6, а не по цене сделки. Значения таможенной стоимости, определенные не по методу 1, в соответствии с пунктом 27 Инструкции о проверке таможенной стоимости, не могут являться основанием для подтверждения заявленных сведений.
В нарушение требований статьи 24 Закона О Таможенном тарифе , пункта 39 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 1356, пункта 6 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 1399 не в полной мере осуществлялся контроль таможенной стоимости товаров, бывших в употреблении. Так, по ГТД 10703050/190905/0010319 таможенная стоимость полуприцепа-фургона автомобильного была принята по методу 6 на уровне заявленной, но не подтверждена документально. В качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 была взята информация об идентичных и (или) однородных товарах из ГТД, ранее оформленной в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления. При этом на основе использованной информации невозможно удостовериться в схожести качественных характеристик товара: степени износа, пробега, технического состояния и т.д.
Начальник отдела контроля таможенной стоимости Хабаровской таможни К.В.Улакин в своих объяснениях подтвердил, что при определении таможенной стоимости товаров, заявленных в указанной ГТД использовалась информация о стоимости однородных товаров.
Установлено, что по ГТД 10703050/110905/0009959 поставка товаров осуществлялась по договору комиссии, согласно которому стоимость товара на момент его оформления не была определена. В связи с этим выпуск данных товаров должен производиться под обеспечение уплаты таможенных платежей Окончательное решение о таможенной стоимости товаров, заявленных в указанной ГТД должно быть принято при представлении комиссионером документов и сведений о стоимости продажи товаров на территории России Однако в нарушение требований статьи 15 Закона О Таможенном тарифе таможенная стоимость по указанной ГТД была принята по методу 6 на уровне заявленной без ее документального подтверждения.
Указанные нарушения стали возможными вследствие недостаточного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц со стороны начальника Хабаровского таможенного поста Д.А.Зыкова, начальника отдела контроля таможенной стоимости таможни К.В.Улакина, заместителя начальника таможни по экономической деятельности И. В.Брацюк.
Заместитель начальника Хабаровской таможни по экономической деятельности И.В.Брацюк. не осуществила надлежащего контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, тем самым допустила дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащем исполнении пункта 19 должностной инструкции заместителя начальника Хабаровской таможни по экономической деятельности, что является невыполнением требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии с пунктом 17 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 1396 квалифицируется как нарушение служебной дисциплины.
Начальник отдела контроля таможенной стоимости Хабаровской таможни К.В.Улакин не осуществил надлежащего контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, тем самым допустил дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащем исполнении пункта 13 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Хабаровской таможни, что является невыподнением требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии с пунктом 17 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации квалифицируется как нарушение служебной дисциплины.
Начальник Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни Д.А.Зыков не осуществил надлежащего контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, тем самым допустил дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащем исполнении пунктов 13 и 14 должностной инструкции начальника Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни, что является невыполнением требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии с пунктом 17 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации квалифицируется как нарушение служебной дисциплины.
Выявлены также недостатки в организации деятельности правоохранительных подразделений таможни. Так, планы оперативно-следственных действий не предусматривают проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение конечных результатов -возбуждение уголовных дел. Предусмотренные в плане мероприятия по проведению специальной операции Восток во взаимодействии с Управлением внутренних дела Хабаровского края и Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю, цель которой выявление и пресечение возможных каналов контрабанды на канале импорта товаров народного потребления производства стран Юго-Восточной Азии, не осуществляются.
Одной из причин данных недостатков является отсутствие начальников в ряде правоохранительных подразделений таможни, а также неполная укомплектованность оперативно-розыскных подразделений.
На основании изложенного приказываю:
1. Указать генерал-майору таможенной службы Е.Н.Щукину, начальнику Хабаровской таможни, на ослабление контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц и низкий уровень организации таможенного оформления и таможенного контроля в Хабаровской таможне.
2. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации , пункта 19 должностной инструкции заместителя начальника Хабаровской таможни по экономической деятельности, на основании пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации полковнику таможенной службы Брацюк Ирине Владимировне, заместителю начальника Хабаровской таможни по экономической деятельности, объявить замечание.
3. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации , пунктов 25, 34 должностной инструкции начальника Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни, на основании пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации майору таможенной службы Зыкову Дмитрию Анатольевичу, начальнику Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни, объявить выговор.
4. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 114-ФЗ О службе в таможенных органах Российской Федерации , пунктов 23, 24 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Хабаровской таможни, на основании пунктов 17, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации подполковнику таможенной службы Улакину Константин). Викторовичу, начальнику отдела контроля таможенной стоимости Хабаровской таможни, объявить выговор.
5. Начальнику Хабаровской таможни Е.Н. Щукину обеспечить.
1) принятие мер по устранению нарушений, выявленных комиссией ФТС России;
2) проведение по фактам выявленных нарушений служебных проверок в отношении должностных лиц Хабаровской таможни, допустивших нарушения служебной дисциплины;
3) разработку комплексного плана мер, направленных на обеспечение достоверности декларирования товаров, происходящих из Китая, и на увеличение сбора таможенных платежей;
4) активизацию работы по линии борьбы с контрабандой товаров народного потребления производства стран Юго-Восточной Азии, для чего закрепить дополнительного сотрудника оперативно-розыскного отдела за объектами обслуживания в приграничной зоне Хабаровского края;
5) осуществление мероприятий во взаимодействии с Управлением внутренних дел Хабаровского края и Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю по выявлению и пресечению возможных каналов контрабанды на канале импорта товаров народного потребления производства стран Юго-Восточной Азии с целью активизации деятельности и выполнения пункта плана специальной операции Восток ;
6) принятие мер по подбору кандидатов и назначению на должности руководителей правоохранительных подразделений Хабаровской таможни,
7) информирование о принятых мерах до 30.11.2005 Главного организационно-инспекторского управления (аппарата руководителя ФТС России) ФТС России.
6. Начальнику Дальневосточного таможенного управления Э.А. Бахшецяну рассмотреть вопрос об увеличении контрольных показателей взимания таможенных платежей для Хабаровской таможни
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Е. Жерихов