Письмо ГТК РФ № 01-06/28424 от 2003-07-17 00:00:00

О возможной схеме ввоза товаров из Республики Молдова на территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил

В целях предотвращения фактов недостоверного декларирования товаров (по стране происхождения товара) и усиления таможенного контроля за ввозом плодоовощной продукции из Республики Молдова Государственный таможенный комитет Российской Федерации сообщает следующее. Одной из возможных схем ввоза товаров из Республики Молдова на территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил является использование Зоны свободного предпринимательства "Экспо-бизнес-Кишинэу" (ЗСП).
Зона свободного предпринимательства - экономически обособленная, ограниченная по периметру часть территории Республики Молдова. Резидентом ЗСП может быть любое иностранное физическое или юридическое лицо, а также юридическое лицо Республики Молдова, зарегистрированные в установленном порядке.
Все резиденты Зоны свободного предпринимательства зарегистрированы по адресам: г.Кишинев, ул. Гиочеилор, 1 и г. Кишинев, ул. Мунчешть, 801. В ЗСП осуществляются следующие виды предпринимательской деятельности: строительство, выращивание сельскохозяйственных культур, оптовая и розничная торговля, выставочная, торговая, складская, банковская, страховая и информационно-рекламная деятельность.
Однако по информации представительства ГТК России в Украине, в настоящее время на территории Зоны свободного предпринимательства реально работают следующие производства - изготовление пробки для винных бутылок, производство стеклопакетов, изготовление мебели, сборка телевизоров (для продажи на территории Республики Молдова), производство вина (из завозимых с территории Республики Молдова виноматериалов). В настоящее время выращивание и переработка сельскохозяйственных культур на территории ЗСП не производится.
На территории указанной Зоны не применяется режим квотирования и лицензирования импорта (экспорта) товаров. Кроме того, все ввозимые и вывозимые (за пределы Республики Молдовы) товары освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление).
Таким образом, применяемые в ЗСП таможенные режимы, в соответствии с действующим законодательством, позволяют фактически использовать указанную Зону в качестве свободного таможенного склада, куда завозятся товары из третьих стран для дальнейшего реэкспорта. Завозимые в ЗСП товары из третьих стран, в том числе плодоовощная продукция, реэкспортируется в страны СНГ (в т.ч. Российскую Федерацию). При этом, используя поддельные сертификаты происхождения товаров СТ-1, товары могут декларироваться в российских таможенных органах как произведенные в Республике Молдова.
Учитывая изложенное выше, в целях предотвращения фактов недостоверного декларирования (сведения о стране происхождения товара) и усиления таможенного контроля за ввозом плодоовощной продукции их Зоны свободного предпринимательства Республики Молдова считаем необходимым проводить проверку сертификатов происхождения товаров в случаях предъявления к таможенному контролю товаров, отправителями (контрагентами) которых являются предприятия, зарегистрированные в указанной Зоне.
Прошу довести содержание настоящего письма до сведения подчиненных таможенных органов.

Заместитель председателя Комитета, генерал-полковник таможенной службы И.A.Межаков