Письмо ФТС РФ № 05-16/9861 от 2008-03-17 00:00:00

О списании безнадежной к взысканию задолженности

В связи с поступающими от таможенных органов (Шереметьевская и Внуковская таможни) в ФТС России комплектами документов с целью проверки их на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в порядке, установленном приказом Минфина России от 14.09.2005 N 117н «О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации» и в соответствии с распоряжением ФТС России от 17.01.2006 N 13-р "О применении таможенными органами Порядка принятия решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации", и наличия в них ряда недостатков в работе таможенных органов разъясняем следующее.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2004 Таможенного кодекса Российской Федерации законодательная основа списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а именно ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, не претерпела никаких изменений. Указанная статья по-прежнему подлежит применению к отдельным видам поименованных в ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенных платежей, а именно к тем, которые отнесены одновременно согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам, поскольку именно списание налогов и сборов, но не каких-либо иных платежей, взимаемых в федеральный бюджет государственными органами, предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" к федеральным налогам и сборам с 01.01.2005 отнесены только налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенные сборы и таможенная пошлина, соответственно, не подпадают под ту категорию обязательных платежей, которая возможна к признанию безнадежной и списанию.

Более того, в силу п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) таможенные пошлины и таможенные сборы являются неналоговыми доходами федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным правовых оснований для применения постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки И задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" в отношении списания задолженности по таможенной пошлине и таможенным сборам, обязанность по уплате которых возникла у участников ВЭД после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (с 01.01.2005), у таможенных органов не имеется. Также не подлежат признанию безнадежной к взысканию и списанию суммы пеней, начисленные за неуплату таможенных пошлин и таможенных сборов.

В свою очередь ФТС России в 2005 году подготовила соответствующие поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации в части установления а нем порядка признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, поскольку данный вопрос в недостаточной мере урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации.

В настоящее время указанные поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации проходят второе чтение в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации

Также имеются случаи приложения таможенными органами к комплектам документов копий определения Арбитражных судов о признании несостоятельными (банкротами) должников (ООО "АСТРОН-21 ВЕК" и ООО "Ренон") незаверенными оригинальной гербовой печатью суда, что не соответствует положениям подпункта "г" пункта 4 порядка принятия решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - Порядок).

Кроме того, в нарушение положений подпункта "в" пункта 1 распоряжения ФТС России ОТ 17.01.2006 N 13-р таможенные органы (Шереметьевская таможня) не прикладывают к материалам о задолженности выписки об учитываемых суммах задолженности, предусмотренной подпунктом "и" пункта 4 Порядка, формируемой на основании информации, имеющейся в базе данных о задолженностях с использованием программного средства АРМ "КТП-Р".

С учетом изложенного начальникам таможенных органов следует учесть в своей работе по признанию и списанию безнадежной к взысканию задолженности по таможенным платежам и пеням указанные выше разъяснения и обеспечить неукоснительное их исполнение.

И.о. заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования полковник таможенной службы
А.Ю. Никитин