Письмо ФТС РФ № 17-18/34246 от 2007-09-13 00:00:00

О рассмотрении проекта Концепции

В целях реализации пункта 45 решения заседания коллеги ФТС России от 13 марта 2007 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2006 году и задачах на 2007 год» направляю на рассмотрение проект Концепции развития таможенного контроля после выпуска.
В связи с ограниченным сроком исполнения прошу представить замечания и предложения по данному проекту до 21 сентября 2007 года.

Начальник Управления таможенной инспекции
полковник таможенной службы
О.В.Грачев

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА

I. Общие положения
Концепция развития таможенного контроля после выпуска (далее -Концепция) определяет основные цели, задачи и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров.
Концепция является основой для разработки программ и планов совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.
Активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты приводят к необходимости формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие экономические преобразования в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях, является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенного оформления при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска.
Таможенный контроль после выпуска должен координироваться одним подразделением таможенных органов, а именно таможенной инспекцией.
В действующей в настоящее время системе таможенного контроля после выпуска имеются следующие существенные недостатки, препятствующие развитию таможенного контроля после выпуска:
- существующий порядок организации таможенного контроля после выпуска не обеспечивает результативность его проведения;
- недостаточное методическое обеспечение таможенного контроля после выпуска не позволяет осуществлять объективную оценку деятельности участников внешнеэкономической деятельности, снижает эффективность работы, направленной на выявление признаков и предупреждение административных правонарушений и преступлений в области таможенного дела;
- при существующим порядке таможенного контроля после выпуска решения, принимаемые по его результатам, носят предварительный характер и не являются обязательными для исполнения;
- не регламентирована процедура контроля таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости после выпуска в том числе на основании документов и сведений, полученных в ходе таможенных ревизий;
Реализация мероприятий, определенных концепцией, позволит повысить качество и эффективность таможенного контроля после выпуска.

II. Цель, задачи и принципы развития таможенного контроля после выпуска

Целью Концепции является совершенствование и развитие таможенного контроля после выпуска, соответствующих международным стандартам и законодательству Российской Федерации.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач: - повышение эффективности таможенного контроля после выпуска, в том числе путём применения последних достижений в области информационных и управленческих технологий;
- повышение собираемости таможенных платежей по результатам таможенного контроля после выпуска.
- содействие в совершенствовании системы управления рисками, путём использования механизмов таможенного контроля после выпуска;
- пресечение правонарушений в области таможенного дела и их профилактика, выявление причин, способствующих совершению правонарушений, создание условий, при которых незаконная деятельность сопряжена с высокой степенью риска и экономически нецелесообразна.
Для достижения цели и решения задач развития таможенного контроля после выпуска должны использоваться принципы законности, объективности и независимости, наступательное™, выборочное™, непрерывности, целевой направленности, системности и достаточности.

III. Направления развития таможенного контроля после выпуска

Этапы проверочной деятельности, осуществляемой подразделениями таможенной инспекции

Проверочная деятельность, осуществляемая подразделениями таможенной инспекции, подразделяется на следующие этапы:
- предварительный контроль;
- таможенный контроль после выпуска.
Предварительный контроль представляет собой систему мероприятий, проводимых в целях предварительного категорирования участников внешнеэкономической деятельности, проверке сведений о лицах, претендующих на применение специальных упрощённых процедур, включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Предварительный контроль проводится в целях оценки вероятности несоблюдения таможенного законодательства. Одним из направлений предварительного таможенного контроля является выявление лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.
Таможенный контроль после выпуска - комплекс проверочных мероприятий, проводимых после выпуска товаров, осуществляемых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Основной формой таможенного контроля после выпуска должна являться таможенная ревизия. По результатам проведения проверочных мероприятий принимаются решения по всем функциональным направлениям таможенного контроля.
Таможенный контроль после выпуска должен представлять собой единый комплекс проверочных мероприятий, являться завершающей стадией таможенного контроля. Предполагается создание единой системы планирования деятельности подразделений таможенной инспекции, учитывающей трудозатраты, " эффективное распределение ресурсов таможенных органов и прогнозирование результатов.
Такой контроль позволит проводить финансовый анализ, который осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности, предназначен для получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организаций.

2. Элементы развития таможенного контроля после выпуска

Развитие таможенного контроля после выпуска заключается в совершенствовании следующих элементов:
- законодательного и нормативного правового регулирования;
- правоохранительной составляющей;
- порядка взаимодействия с правоохранительными, налоговыми и другими контролирующими органами, таможенными службами иностранных государств, участниками внешнеторговой деятельности;
- системы управления и контроля;
- информационных таможенных технологий и информационных ресурсов таможенных органов;
- системы управления рисками;
- подготовки компетентных и высококвалифицированных специалистов, для осуществления таможенного контроля после выпуска.
Под законодательным регулированием понимается работа по совершенствованию действующих законодательных актов Российской Федерации, затрагивающих следующие вопросы:
- устранение противоречий положений Таможенного кодекса Российской Федерации;
- увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, с учётом международного опыта таможенного контроля после выпуска, а также по аналогии с налоговыми проверками, проводимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- закрепление возможности признания незаконно ввезёнными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие о выпуске товаров, либо установлена недостоверность этих сведений;
- расширение перечня-, лиц, у которых может проводиться специальная таможенная ревизия;
- расширение полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
- разработка отдельного механизма определения таможенной стоимости и взыскания таможенных платежей при таможенном контроле после выпуска.
Под нормативным правовым регулированием подразумевается комплексная разработка нормативных правовых актов, регламентирующих:
- выявление объектов таможенного контроля после выпуска;
- организацию проверок лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары через таможенную границу России, участвующих в обращении ввезенных товаров на территории Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- таможенный контроль за объектами интеллектуальной собственности;
- контроль таможенной стоимости после выпуска;
- выявление организаций, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен;
- контроль целевого использования условно выпущенных товаров;
- оценку результативности проведения таможенных ревизий.
Для усиления правоохранительной составляющей в деятельности подразделений таможенной инспекции предусматривается включение в критерии оценки деятельности подразделений таможенной инспекции показателей по возбуждению дел об административных правонарушениях и уголовных дел. Для ^ возрастания роли правоохранительной деятельности подразделений таможенной инспекции, функции по координации и контролю за Управлением таможенной инспекции возложены на заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов.
Для организации работы и оперативного руководства деятельностью по таможенному контролю после выпуска товаров необходимо разработать систему управления и контроля за подразделениями таможенной инспекции. позволяющую обеспечить проверку правильности, всесторонности, полноты и объективности решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска, а также повысить уровень персональной ответственности за принимаемые решения.
Одним из ключевых моментов совершенствования таможенного контроля после выпуска является развитие аналитической работы подразделений таможенной инспекции. Такая работа должна основываться на исследовании с применением методов анализа и обобщении информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Применение комплексного анализа позволит производить выбор объектов и предметов таможенного контроля после выпуска. категорирование участников внешнеэкономической деятельности, с целью выявления лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.
Автоматизация деятельности и применение новейших информационных технологий при таможенном контроле после выпуска повысят эффективность деятельности, позволят создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеэкономической деятельности, уменьшит субъективизм при принятии решений.

IV. Реализация концепции

В целях реализации концепции предусматривается комплексная разработка нормативных правовых актов, ориентированных на регулирование деятельности" таможенных органов по таможенному контролю после выпуска, подготовка порядка организации и проведения таможенных ревизий, соответствующего современному таможенному законодательству и международным стандартам, разработка порядка контроля таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости подразделениями таможенной инспекции при проведении таможенного контроля после выпуска.
Для успешной реализации задач, заложенных в концепции, необходимо проведение работы по кадровому обеспечению подразделений таможенной инспекции в подразделениях таможенной инспекции, оптимизации структуры подразделений таможенной инспекции, в целях расширения штатной численности, повышения профессионального уровня, усиления служебной дисциплины и увеличения персональной ответственности.
Также планируется поэтапное улучшение материально-технической базы, обеспечивающей деятельность подразделений таможенной инспекции, а также расширение спектра используемых информационных ресурсов.
Выполнение мероприятий, предусмотренных концепцией, позволит создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу Российской Федерации, сократить время таможенного оформления без потери качества таможенного контроля и обеспечить собираемость таможенных платежей в полном объёме, а также позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и правонарушениями в области таможенного дела.