Письмо СЗТУ № 06-03-17/22754ф от 2007-09-03 00:00:00

О направлении правоприменительной практики

Направляем для сведения и использования в работе копию письма Северо-Западной оперативной таможни от 25.06.2007 № 08-06/4950 по вопросу привлечения к ответственности перевозчика за нарушение целостности контрольного троса.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Врио первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю
полковник таможенной службы
А.Н.Гетман

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ

25.06.2007 № 08-06/4950

О правоприменительной практике

В целях единообразного подхода к ситуации, описанной в п.2 письма Санкт-Петербургской таможни от 13.03.2007 № 25-17/3312 "О проблемных вопросах таможенного контроля", сообщаем следующее.
В силу пункта 1 статьи 83 ТК РФ таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом.
Идентификация товаров осуществляется путем наложения таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 84 ТК РФ. Наряду с идентификацией товаров таможенные органы осуществляют идентификацию транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях. Средства идентификации в данном случае указаны в пункте 5 статьи 83 ТК РФ.
Перечень средств идентификации содержится в пункте 2 статьи 83 и пункте статьи 390 ТК РФ. К названным средствам относятся, в том числе, таможенные пломбы. Данный перечень является открытым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 ТК РФ средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 84 ТК РФ транспортные средства, контейнеры или съемные кузова могут быть допущены для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями при условии, что таможенные пломбы и печати могут быть наложены непосредственно на эти транспортные средства, которые сконструированы и оборудованы таким образом, что товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузового помещения транспортного средства или вложены в нее без оставления видимых следов вскрытия грузового помещения транспортного средства или повреждения таможенных пломб и печатей.
С учетом приведенных нормативных положений трос грузового отделения транспортного средства является частью средства идентификации, поскольку без него таможенная пломба не способна выполнить свою основную функцию, обеспечить возможность обнаружения следов изъятия (вложения) товаров, свершения с ними каких-либо операций.
Исходя из условий, установленных ст.84 ТК РФ, "трос" грузового отсека прицепа является неотъемлемой частью средства идентификации и, следовательно, его повреждение является повреждением средства идентификации, поскольку товар не может быть извлечен из грузового помещения транспортного средства без повреждения "троса" грузового отсека.
Данную позицию подтверждает имеющаяся судебная практика (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2006 по делу № А21-2993/2006, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2007 по делу № А21-2993/2006).
В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства существования указанной угрозы, и составляется акт установленной формы. Кроме того, прямой запрет на проведение каких- либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен в пункте 2 статьи 69 ТК РФ.
Обязанность перевозчика по обеспечению сохранности использованных таможенным органом средств идентификации установлена подпунктом 2 статьи 88 ТК России, а административная ответственность за несоблюдение данной обязанности - статьей 16.11 КоАП России.
Кроме того, статья 16.11 КоАП России устанавливает ответственность еще и за удаление средств идентификации, а также за их замену, под которой следует понимать наложение лицом другого средства идентификации.
За совершение перечисленных действий со средствами идентификации, наложенными таможенными органами иностранных государств, ответственность по данной статье наступает только в том случае, если они используются в качестве средств идентификации российским таможенным органом на основании пункта 4 статьи 83, пункта 3 статьи 390 ТК РФ.
Учитывая положения статьи 83 ТК РФ, аналогичный подход применим и к случаям утраты, замены или иных действий в отношении пломб отправителя: они образуют состав данного административного правонарушения только если в транспортных и коммерческих документах на перемещаемый товар должностными лицами таможенного органа сделаны специальные отметки об использовании пломбы отправителя в качестве средства идентификации.
Вместе с тем, в случае, если таможенным органом при обнаружении повреждения контрольно-стяжного троса тентовых грузовых отделений автомобиля будет установлена несанкционированная выдача (передача) перевозимых товаров либо утрата товаров, данное правонарушение квалифицируется по статье 16.9 КоАП РФ. Однако возбуждение дела по этой статье не исключает привлечение лица к ответственности по статье 16.11 КоАП РФ.
Однако следует учитывать, что применение таможенным органом в качестве средств идентификации пломб, которые по своим характеристикам подвержены самопроизвольному разрыву от воздействия динамических нагрузок, возникающих при транспортировке грузов, что может быть подтверждено заключением экспертизы, может свидетельствовать об отсутствии вины перевозчика в утрате таких пломб.

ВРИО начальника Северо-Западной оперативной таможни
подполковник таможенной службы
А.А.Кокорин