Письмо ГТК РФ № 01-06/51406 от 2002-12-26 00:00:00

О Методических рекомендациях по контролю правильности определения таможенной стоимости, проводимому в ходе проверки ФХД участников внешнеэкономической деятельности

В целях повышения эффективности проведения таможенными органами проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемых таможенными органами в соответствии со ст. 186 Таможенного кодекса Российской Федерации" в части контроля правильности определения таможенной стоимости ввезенных товаров, ГТК России направляет Методические рекомендации по контролю правильности определения таможенной стоимости, проводимому в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности.
Прошу довести до должностных лиц, уполномоченных проводить проверки ФХД участников внешнеэкономической деятельности.

Заместитель председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы
А.А.Каульбарс

Приложение
к письму ГТК России

Методические рекомендации по контролю правильности определения таможенной стоимости, проводимому в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости ввезенных товаров в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участников внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД), проводимой таможенными органами в соответствии со ст. 186 Таможенного кодекса Российской Федерации.
2. Проведение контроля правильности определения таможенной стоимости в ходе проверки ФХД (выездной проверки) участников ВЭД состоит в выявлении документов и сведений, не представленных для целей таможенного оформления и таможенного контроля при ввозе товаров на территорию Российской Федерации; сопоставлении информации из различных документов, как представленных в таможенный орган, так и выявленных в ходе проверки; в проведении проверки правильности определения таможенной стоимости путем комплексного анализа всех сведений и документов, включая:
договор, в соответствии с которым товары ввозились на таможенную территорию Российской Федерации, договоры о проведении работ, оказании услуг, предположительно имеющие отношение к ввезенным товарам;
товаротранспортные и товаросопроводительные документы;
документы бухгалтерского учета и банковские, платежно-расчетные документы;
коммерческую переписку;
документы складского учета;
заключения аудиторских и налоговых проверок;
отчетность предприятия.
3. Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров, осуществляемый в ходе проверки ФХД участников ВЭД, осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

II. Подготовительный этап

4. На подготовительном этапе (до выезда на место проверки ФХД участника ВЭД) осуществляется сбор и обобщение всей имеющейся у таможенного органа информации в отношении данного участника ВЭД. В первую очередь собирается информация о самом участнике ВЭД:
- организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);
- список учредителей (участников): собирается информация о том, являются ли эти лица учредителями (участниками) других юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- баланс предприятия (организации) для проведения предварительного анализа структуры активов предприятия (организации);
- размер уставного капитала;
- список лиц, которые являются взаимозависимыми с проверяемым участником ВЭД (филиалы, дочерние компании и т.д., а также лица, которые выявлены как взаимозависимые, по результатам проверки учредителей);
- характер внешнеэкономической деятельности: указывается перечень основных импортируемых товаров и цель ввоза в Россию (например, производитель, совершающий разовые закупки оборудования и запасных частей для собственных нужд, производитель, совершающий регулярные поставки сырья для собственного производства, лицо, закупающее товары для перепродажи за свой счет, посредник и т.д.).
5. Изучается рынок товаров, включая выяснение следующих вопросов:
- являются ли эти товары готовыми изделиями, полуфабрикатами, необработанным сырьем;
- в какой стране и каким производителем ввозимые участником ВЭД товары произведены, является ли их производитель производителем с мировым именем или это неизвестная фирма, имеют ли ввезенные товары торговую марку;
- какие страны и фирмы являются основными производителями и экспортерами товаров того же класса и вида;
- какие российские организации, кроме рассматриваемого участника ВЭД, осуществляют импорт идентичных, однородных товаров или товаров того же класса или вида.
6. По результатам проведенного сбора, анализа и обобщения информации определяется период времени, по которому будет проводиться проверка, а также целесообразность проведения проверки по результатам всей внешнеэкономической деятельности участника ВЭД или по отдельным вопросам (поставки по определенному контракту, поставки от определенного продавца (поставщика), поставки определенного вида товаров и т.д.).
7. Перед выездом на место проверки ФХД участника ВЭД должны быть собраны все документы и сведения, которые представлялись таможенному органу для подтверждения заявленной таможенной стоимости в ходе таможенного оформления, в период временной (условной) оценки (если она проводилась), также в ходе последующего документального контроля таможенной стоимости, т.е. до принятия решения о проведении выездной проверки данного участника ВЭД.
8. Эффективность проведения контроля правильности определения таможенной стоимости в ходе выездных проверок участников ВЭД зависит от того, какой метод был применен декларантом для определения таможенной стоимости. В первую очередь, рекомендуется проводить контроль таможенной стоимости при использовании при таможенном оформлении метода по цене сделки с ввозимыми товарами, установленного статьей 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), для выявления ограничений применения метода.
При использовании при таможенном оформлении методов определения таможенной стоимости, установленных статьями 20 - 24 Закона, в ходе выездной проверки необходимо проверить, насколько обоснованным был отказ от использования основного метода по цене сделки с ввозимыми товарами. Проверка же правильности расчета самой величины таможенной стоимости в ходе выездной проверки в этом случае может осуществляться тогда, когда таможенная стоимость определялась на основе коммерческих документов самого участника ВЭД. Например, при применении метода по цене сделки с идентичными товарами использовались данные о сделках этого же участника, или при применении метода на основе вычитания стоимости - данные о реализации товаров на внутреннем рынке самим участником ВЭД.
Если определение таможенной стоимости при таможенном оформлении было проведено на основе нейтральных источников информации, правильность расчета таможенной стоимости в ходе выездной проверки контролю не подлежит.

II. Основной этап

10. В коде проверки ФХД участника ВЭД основными направлениями контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, являются следующие.
10.1. Проверка характера сделки с ввозимыми товарами.
10.2. Проверка основания для ввоза товара на территорию Российской Федерации (договор купли - продажи, договор консигнации, договор лизинга и т.д.).
10.3. Проверка возможного наличия ограничений прав собственности (владения, пользования, распоряжения товарами). Выявляются информация и документы, свидетельствующие о наличии определенных ограничений по пользованию участником ВЭД товаров, установленных продавцом (например, использование товара только в благотворительных целях, возможность продажи товара ограниченному кругу лиц или только в установленные сроки и т.д.).
10.4. Проверка взаимоотношений между продавцом и покупателем ввезенных товаров с целью выявления возможной взаимозависимости между ними, т.е. выявляются (устанавливаются) следующие признаки:
должностное лицо (сотрудник) одного участника сделки является одновременно должностным лицом (сотрудником) другого участника сделки;
сотрудники участников сделки связаны трудовыми отношениями;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или должностные лица являются родственниками.
10.5. Проверка денежных расчетов за ввезенный товар, в том числе:
- проверяются все платежи в адрес продавца в рамках контракта (договора, соглашения), в соответствии с которым ввозился товар (авансовые, последующие и т.д.);
- проверяются возможные раздельные платежи за товар, в т.ч. наличие платежей за товары и услуги (работы), правомерность такого разделения (шефмонтаж, обучение и т.д.);
- проверяется наличие косвенных платежей в пользу продавца третьим лицам и возможность их отнесения к расчетам за полученный товар.
10.6. Проверка наличия не денежных форм расчетов (платежей) за товар, в том числе:
- устанавливаются сведения об оказании покупателем (импортером) услуг продавцу (эскспортеру) и выявляются соответствующие документы, подтверждающие их исполнение и стоимость;
- проверяется наличие других договоров на закупку иных товаров у того же продавца;
- сопоставляются бухгалтерские данные по учету и движению тех и других товаров;
- выявляются продажи проверяемым участником ВЭД на экспорт иностранному лицу (продавцу - экспортеру в сделке с ввезенными товарами) товаров, а также соответствующие договорные и платежно-расчетные документы по ним (так называемые встречные взаимосвязанные поставки);
- проверяется полнота платежей нерезидента за поставленный ему российским лицом товар (например, возможность оплаты неполного количества товара в связи с тем, что часть проданного на экспорт российским лицом товара используется в качестве оплаты за импортируемый товар);
- сопоставляются данные бухгалтерского учета по встречным поставкам, проводится анализ формирования (калькулирования) цены тех и других товаров.
10.7. Проверка условий (особенностей) организации сделки:
- выявляется круг лиц, прямо или косвенно участвующих в сделке;
- выявляется наличие договорных, бухгалтерских, расчетно-платежных документов, касающихся:
транспортных расходов покупателя;
страховых расходов покупателя;
погрузочно-разгрузочных и складских расходов покупателя;
- сопоставляется сумма денежных средств, уплаченная продавцом покупателю, с ценой реализации ввезенных товаров на внутреннем рынке с целью выявления платежей, относящихся к оплате комиссионных по закупке;
- анализируются расчеты покупателя с продавцом и третьими лицами с целью выявления раздельной оплаты лицензионных и иных платежей за использование покупателем объектов интеллектуальной собственности;
- выявляются возможные перечисления покупателем продавцу части доходов от последующих перепродаж, передачи или использования ввезенных товаров на территории Российской Федерации;
- выявляется возможное наличие прямых или через третьи лица поставок товаров покупателем продавцу для использования при производстве ввезенных товаров.
10.8. Анализ расходов и доходов предприятия в связи с дальнейшим использованием и реализацией ввезенных товаров, включая анализ структуры себестоимости выпущенной из производства продукции (если ввезенные товары использовались для такого производства) и анализ структуры себестоимости реализованных товаров (если ввезенные товары использовались только для перепродажи).
10.9. Проверка дальнейшего движения ввезенных товаров и денежных средств, полученных от их реализации на внутреннем рынке:
- проверяется движение денежных средств, полученных от реализации на внутреннем рынке;
- анализируется размер прибыли, в том числе в случае наличия взаимозависимости между продавцом и покупателем с целью выявления и оценки влияния взаимозависимости на цену внешнеторговой сделки.
10.10. Проверка идентичности документов и сведений, представленных участником ВЭД в таможенный орган для целей таможенного оформления и таможенного контроля, документам и сведениям, хранящимся на предприятии-импортере.

III. Заключительный этап

11. На заключительном этапе составляется акт о результатах проверки ФХД участника ВЭД, в том числе о результатах проведенной проверки таможенной стоимости, с указанием выявленных обстоятельств, подтверждающих факт недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
12. Целесообразно вести обобщение сведений, полученных в ходе выездных проверок участников ВЭД, в целях накопления и обмена опытом между сотрудниками таможенных органов, с целью использования в дальнейшей работе по контролю таможенной стоимости товаров, как при таможенном оформлении, так и после выпуска товаров для свободного обращения.

Начальник Управления организации
контроля таможенной стоимости ГТК России,
генерал-майор таможенной службы
В.Э.Саркисов