15.09.06

Заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей при Екатеринбургской таможне

Вчера состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей при Екатеринбургской таможне.

В работе Консультативного совета приняли участие: начальник Уральского таможенного управления В.А.Сорокин, руководство Екатеринбургской таможни, министр внешнеэкономических связей Свердловской области - В.А.Кокшаров, а также представители предприятий-участников внешнеэкономической деятельности г.Екатеринбурга и Свердловской области.

На повестке дня стояло три основных вопроса: деятельность Екатеринбургской таможни в рамках содействия развитию внешней торговли; порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме; и взаимодействие с таможенными брокерами. Последняя тема оказалась особенно актуальной для новых участников ВЭД, которые только начинают осуществлять свою деятельность в зоне ответственности Екатеринбургской таможни. Свердловская область, на территории которой осуществляет свою деятельность Екатеринбургская таможня, является одним из важнейших индустриально развитых регионов страны и по объему инвестиций в основной капитал по-прежнему занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. Рост объемов производства в уральской экономике прослеживается и на увеличении объемов налоговых отчислений. Так, внешнеторговый оборот области за первое полугодие 2006 года увеличился на 28,3% по сравнению с прошлым годом и составил 2,3 миллиардов долларов США. При этом, грузооборот вырос на 13,4% и превысил 1,6 миллионов тонн, а количество оформленных Екатеринбургской таможней в этом году грузовых таможенных деклараций возросло на 11,6% и составило 24,3 тысячи ГТД. Расширилась и география торговых связей, а основными партнерами участников ВЭД в регионе ответственности Екатеринбургской таможни в первом полугодии 2006 года традиционно оставались Нидерланды, США, Казахстан, Германия, Турция, Великобритания, Украина, Венгрия и Китай. Последние два года для таможенной службы стали временем практической реализации таможенной политики, направленной на ускорение товарооборота, стимулирование соблюдения таможенных правил и более эффективное использование таможенных ресурсов. Такой подход способствует развитию современной концепции партнерства между таможенной службой, участниками внешнеэкономического процесса и третьими лицами в рамках международной торговли. В частности, Екатеринбургской таможней реализуется комплекс мероприятий организационного характера, направленных на содействие внешней торговле. Во-первых, это непосредственно работа напрямую с участниками ВЭД, таможенными брокерами и перевозчиками в рамках встреч, семинаров, акций, консультативных советов. Только за первое полугодие в регион деятельности Екатеринбургской таможни было привлечено более 170 новых участников ВЭС. Также таможня оказывает максимальное содействие предприятиям, участвующим в реализации приоритетных национальных проектов. И конечно, одним из основных направлений деятельности остается внедрение перспективных таможенных технологий, в том числе, применение специальных упрощенных процедур, электронного декларирования, системы управления рисками. Говоря о практике работы Екатеринбургской таможни по внедрению электронной формы декларирования товаров, было отмечено, что с начала текущего года с использованием этой процедуры работает три таможенных поста: Верх-Исетсикй, Екатеринбургской железнодорожный и Орджоникидзевский в совокупности ими оформлено уже около 300 электронных грузовых таможенных деклараций. До конца 2006 года электронное декларирование планируется также запустить на Новоуральском и Каменск-Уральском таможенных постах. Сейчас проводится ряд мероприятий по установке и тестированию на рабочих местах комплекса программных средств, а также обучение персонала. Однако, как было отмечено, установка технического оснащения системы электронного декларирования является достаточно емким и дорогостоящим процессом (затраты составляют примерно 30-35 тысяч долларов США). Поэтому, здесь немаловажным фактором выступает готовность и самого участника ВЭД, его убежденность, что предприятию это экономически целесообразно.

Последний вопрос, обозначенный в повестке Консультативного совета, затрагивал деятельность таможенных брокеров (а их на сегодняшний день восемь) в регионе ответственности таможни. В основном, таможенные органы взаимодействуют с участниками ВЭД не напрямую, а опосредованно через брокера, поэтому при проведении проверочных мероприятий со стороны таможенных органов финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, а также изучении возможности дальнейшего включения этих организаций в зеленый коридор помощь таможенного брокера становится просто необходимой. Особенно это касается новых участников ВЭС. Иногда требование таможни о предоставлении дополнительных документов на оформляемый товар вызывает непонимание со стороны предприятия, поэтому здесь важно отметить необходимость изначального информирования лица, которое первый раз обратилось к таможенному брокеру, о необходимости предоставления дополнительных документов. Список документов стандартный и одинаковый для всех новых участников ВЭД, его можно получить в отделе таможенной инспекции таможенного органа, а также он имеется на каждом таможенном посту.

Еще одним проблемным аспектом при оказании услуг по таможенному оформлению является так называемая проблема серых брокеров. Согласно Таможенному кодексу РФ, таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров, его деятельность регламентируется законодательством, закрепляющим механизм ответственности брокера перед таможенными органами. К серым же брокерам условно можно отнести физических лиц, осуществляющих таможенное оформление в качестве работников декларанта. Это могут быть как самостоятельно работающие физические лица, так и специалисты по таможенному оформлению, числящиеся в штате таможенных брокеров. Брокеры, оказывающие таможенные услуги на неофициальном уровне, уклоняясь от ответственности, оформляют своих специалистов одновременно в нескольких организациях, что является нарушением действующего законодательства и такие факты следует исключать из практики.

В заключение участники Консультативного совета утвердили план работы на 4 квартал 2006 года.

Пресс-служба УТУ 15.09.2006