13.02.12

В Беларуси из-за несовершенства логистических схем тормозятся поставки лесопродукции

Газета "Республика" опубликовала статью "Рельсовая "война", автор Владимир Лихославцев:

"Из-за несовершенства логистических схем тормозятся поставки отечественной лесопродукции

"Дал слово - держи", - гласит старая пословица. Но в жизни так поступать получается далеко не всегда. В последнее время в адрес Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ), являющейся организатором электронных торгов лесом и лесопродукцией, поступает немало претензий. Они исходят не только от отечественных предприятий-экспортеров, но и от зарубежных покупателей. Суть их в большинстве сводится к одному: из-за простоев полувагонов в ожидании перегрузки на белорусско-польских пограничных переходах возникают трудности по соблюдению графиков поставки товара.

"Другая" колея

"Пробки" на железнодорожных магистралях на белорусско-польской границе стали частым явлением. Но причина их кроется не только в извечной технической проблеме белорусской железки - разнице ширины колеи на дорогах стран бывшего Союза и государств Западной Европы. Колея "по Стефенсону" и "советский размер" давно уже не такая большая сложность для белорусских железнодорожников - "переобувать" вагоны они научились быстро.

"Пробки" не только негативно отражаются на экспортных поставках белорусского леса, но и наносят материальный ущерб экономике страны, нуждающейся в подвижном составе для перевозок другой продукции и сырья",- объясняет начальник отдела логистики ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" Павел Игнатович. По словам специалиста, простои реализованного товара на границе вызваны рядом обстоятельств, связанных прежде всего с технологическими и организационными трудностями, "возникающими как у польских, так и у белорусских железнодорожников и влекущими за собой неритмичность подачи вагонов узкой и широкой колеи в адрес перегрузочных терминалов, расположенных на территории сопредельного государства". "Попытки решить эту проблему неоднократно предпринимались специалистами обеих железных дорог, а также поставщиками и покупателями на разных уровнях, однако положительных результатов не принесли", - признает Павел Игнатович.

По мнению специалистов БУТБ, изменить ситуацию возможно, лишь устранив первопричину - механизм реализации леса. Для этого биржа предложила экспортерам изменить условия поставки товара, применяемые продавцами на торгах, и использовать для этого возможности биржевой логистики. Для реализации проекта в сентябре минувшего года специалисты биржи совместно с основными экспортерами лесопродукции изучили работу всех перегрузочных терминалов на Брестском и Гродненском направлениях и определили семь основных организаций, осуществляющих перевалку экспортного леса на польской территории из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи. Затем была создана нормативная база, соответствующая международной систематизации торговых терминалов "Инкотермс-2010" в зависимости от договора купли-продажи и позволяющая продавцам выставлять на биржевые торги лес по новым правилам. В октябре БУТБ даже провела совещание с участием экспортеров лесопродукции, владельцев польских терминалов, независимых польских экспертов и зарегистрированных биржей в качестве биржевых перевозчиков экспедиторских компаний. На нем было предложено использовать в биржевой торговле лесопродукцией механизм реализации товара на условиях поставки DAT (в соответствии с "Инкотермс-2010") через биржевые склады, в качестве которых могли выступить терминалы, представленные присутствовавшими на совещании компаниями. По мнению специалистов БУТБ, предложенные правила биржевых торгов могут значительно уменьшить время простоя вагонов широкой колеи, так как предполагают доставку покупателем леса на польский грузовой терминал и, в случае отсутствия вагонов узкой колеи, выгрузку на площадку. Таким образом, оборачиваемость белорусских вагонов сокращается на пограничных переходах до минимума - 2-4 дней в отличие от нынешних сроков, составляющих 30 дней и более.

В соответствии с условиями поставки DAT организация подачи вагонов узкой колеи полностью ложится на нового владельца товара - покупателя и является его заботой. Сегодня эти вопросы оказались фактически возложены на Белорусскую железную дорогу. При этом предложения биржи предварительно обсуждались специалистами БЖД, были положительно оценены и поддержаны как технически возможный вариант ликвидации простоев вагонов на границе.

Палки в колеса

Схема биржевых торгов на условиях поставки DAT в целом была позитивно воспри-нята и поль-ской стороной. Более того, четыре из шести присутствовавших на совещании владельцев терминалов подали заявления и были зарегистрированы биржей в качестве биржевых складов, что необходимо для реализации проекта. Подписаны также договоры о регистрации двух польских экспертных организаций, работающих на погранпереходах, в качестве биржевых экспертов. Однако впоследствии некоторые грузовые терминалы, соучредителем которых является Польская железная дорога "PKP CARGO S.A.", стремясь сохранить свою монополию в перегрузке леса, заблокировали реализацию предложений белорусов. Их поддержали некоторые польские покупатели, которым выгодно использовать простаивающие на границе белорусские вагоны в качестве склада на колесах, тем более что за эти простои они не платят.

"Очевидно, что существующая ситуация устраивает наших соседей, так как дает возможность на своей территории выгодно зарабатывать валюту за перевалку белорусского товара и регулировать грузопотоки под свои потребности", - делает вывод Павел Игнатович.

Понимая очевидную абсурдность ситуации, биржа при поддержке БЖД продолжила прорабатывать возможность реализации и перевалки леса через биржевые склады, в том числе и на белорусской территории. Выяснилось, что такая техническая возможность есть и у белорусских железнодорожников, и у перегрузочных терминалов.

После того как польской стороне стали известны такие намерения, контакты по инициативе поляков возобновились, и 10 января 2012 года в районе станции Малашевичи (Польша) состоялось повторное совещание, на которое, помимо присутствовавших в Минске организаций, прибыли некоторые покупатели лесопродукции, представитель Польской железной дороги в Беларуси Казимир Возняк, заместитель директора приграничного отделения "PKP CARGO S.A." Янис Кулак и делегация Белорусской железной дороги во главе с начальником службы перевозок Иваном Войтеховичем.

В ходе острой дискуссии определилась твердая позиция польских железнодорожников, озвученная Янисом Кулаком, рассматривать причину простоя белорусских вагонов на погранпереходах в несоблюдении графика их подачи. При этом усилия белорусской делегации железнодорожников доказать обратное в очередной раз к согласованному пониманию проблемы не привели. И все же, благодаря разъяснению позиции биржи, все участники совещания склонились к мнению, что предложенная схема реализации лесопродукции на условиях поставки DAT - биржевой склад наиболее приемлема для ликвидации простоев. Однако польс-кие покупатели уверены: при этом повысятся расходы на дополнительную операцию - выгрузку леса на площадку терминала. Дополнительные затраты составят 1- 2 % от котировочной стоимости товара, но в условиях падения цен на рынке лесопродукции покупателей это не устраивает. В итоге польский бизнес дал четко понять, что проблемы простоя белорусского подвижного состава на границе не затрагивают их интересы.

При этом даже предварительные расчеты показывают, что для белорусской стороны убытки из-за простоя полувагонов на границе несоизмеримо выше затрат на выгрузку товара на складах. Поэтому для сохранения спроса на лесопродукцию их целесообразно отнести на белорусскую сторону. Причем сделать это можно через биржевые склады двумя путями.

Первый путь сложнее, но, на наш взгляд, значительно эффективнее - организация перевалки леса на белорусской территории, чтобы в дальнейшем не зависеть от "капризного" польского соседа. Причем такой вариант увеличит доходы белорусских терминалов и может в полном объеме компенсировать дополнительные затраты на перегрузку. Второй путь - принятие экспортерами лесопродукции и Белорусской железной дорогой затрат на выгрузку леса и реализация ресурса на условиях поставки DAT - биржевой склад на польской территории. В свою очередь биржа готова участвовать в этом процессе и пойти по пути материального поощрения продавцов, применяющих на торгах условия поставки DAT - биржевой склад, что также частично компенсирует возникающие при этом затраты. На БУТБ отмечают, что при любом варианте реализация биржевого товара на условиях DAT решит проблему государственного масштаба и поможет вытащить "пробку" из "горлышка" границы."

Wood.Ru