29.06.17

"Первая Грузовая Компания": К росту грузопотоков на Дальнем Востоке готовы

PrimaMedia.Экономика Дальнего Востока на подъеме. Реализация федеральных законов о территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток заметно оживила деловую жизнь региона. Не станет ли увеличение количества резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ) труднопреодолимым вызовом для операторов грузовых перевозок, прежде всего — железнодорожных? Готовы ли логистические компании принять новый вызов и подхватить новые грузопотоки? За ответами на эти вопросы корр. ИА PrimaMedia отправился на конференцию Владивостокского филиала АО "Первая Грузовая Компания" (ПГК), посвященную повышению эффективности использования вагонного парка. Разговор о резервах роста компании продолжился на встрече с директором филиала Виктором Осиповым. В результате сложилась некая формула лидерства компании на рынке железнодорожных перевозок. Знакомим с ней наших читателей.

Эффективность управления подвижным составом

Пожалуй, это ключевой элемент формулы. Согласитесь, для филиала, осуществляющего перевозки на территории полигонов двух железных дорог — Дальневосточной (ДВЖД) и Железных дорог Якутии (ЖДЯ), которые в общей сложности занимают 40% территории России, эффективность управления подвижным составом имеет огромное значение.

Особенно показательным в этом смысле стал прошлый год. Если до сентября 2016 года спрос на вагоны оставался невысоким вследствие профицита подвижного состава на сети дорог, то осенью картина резко переменилась, возник сезонный пик спроса на полувагоны, самый востребованный на рынке тип подвижного состава. Ситуация усугубилась массовым выбытием вагонов в связи с решением правительства о запрете продления их срока эксплуатации.

— Разумеется, к изменениям в законодательстве ПГК была готова, поскольку речь о списании вагонов с истекшим сроком эксплуатации шла уже в течение нескольких лет. Поэтому наши грузоотправители практически не ощутили последствий запрета за счет того, что мы смогли в короткий срок адаптироваться к работе в новых условиях. И, несмотря на то, что мы были вынуждены утилизировать определенное количество парка, объемы перевозок не уменьшились. Владивостокский филиал ПГК сохраняет устойчивые позиции на региональном рынке железнодорожных грузоперевозок и свою задачу по удержанию рыночной доли погрузки выполняет. Наша доля остается на уровне 2016 года и составляет 16%. При этом стоит отметить, что каждый пятый вагон, погруженный на ДВЖД, находится в оперировании ПГК, — рассказывает Виктор Осипов.

Такие результаты достигнуты за счет повышения производительности подвижного состава, оптимизации рабочих процессов: ускорения оборота вагонов, сокращения простоев под грузовыми операциями на станциях погрузки-выгрузки, роста уровня маршрутизации, уменьшения порожних отправок, более плотной работы с грузоотправителями.

Кроме того, в 2017 году ПГК пополнила собственный парк подвижного состава тремя тысячами полувагонов с улучшенными характеристиками. От аналогов они отличаются повышенной грузоподъемностью в 75 тонн, объемом кузова 94 кубометров, увеличенным межремонтным сроком эксплуатации.

Благодаря комплексному подходу, слаженной и целенаправленной работе всех подразделений в 2017 году Владивостокский филиал ПГК ускорил оборот вагона более чем на сутки к аналогичному периоду 2016 года.

— С начала года мы отмечаем положительную динамику практически по всем родам подвижного состава. Первые пять месяцев 2017 года отработали выше уровня прошлого года по основным номенклатурам грузов. Например, отправили более 1,5 млн тонн нефтегрузов, на 38% улучшив показатель 2016 года, также увеличили погрузку каменного угля на 48%, до 1,5 млн тонн, и нарастили перевозки лесных грузов в три раза, до 130 тысяч тонн. Главной задачей по-прежнему является улучшение производительности использования вагонного парка компании, — говорит Виктор Осипов.

– Перспективы увеличения грузопотоков в связи с увеличением количества резидентов ТОРов и Свободного порта Владивосток нас не пугают, а, наоборот, вдохновляют. Десятилетний опыт работы компании (справка ИА PrimaMedia – в июле ПГК отметит 10 лет работы на операторском рынке) свидетельствует о том, что нам по плечу любые задачи. Конкуренция – это хорошо. Будет развиваться бизнес, будет развиваться и транспортная инфраструктура. ПГК, в свою очередь, готова подхватить возрастающий грузопоток.

Клиентоориентированная политика

Второй ключевой момент и неотъемлемая часть компетенций работников компании — создание привлекательной среды своим клиентам. При этом клиентоориентированная политика и принципы работы ПГК распространяются абсолютно на всех партнеров, независимо от величины, суммы активов и позиций, занимаемых в бизнесе. Будь то такие гиганты экономики, как "Ероцемент груп", ЕВРАЗ, ПАО "Северсталь", ОК РУСАЛ, или компания, работающая только на территории определенного региона.

За примерами далеко ходить не нужно. В 2015 году ПГК и "Рэйл Про", занимающееся перевозкой угля в Якутии, обсудили вопрос повышения эффективности использования парка полувагонов и совместно разработали меры оптимизации, в результате которых с так называемыми долгостоями было покончено, и объем грузоперевозок вырос. Если в 2015 году он составлял 1,3 млн тонн, то сегодня этот показатель увеличен в два раза. И это не предел. К 2020 году "Управляющая компания "Колмар" намерена добывать и перерабатывать до 20 млн тонн угля в Якутии, отправляя его по железной дороге. Это очень перспективное направление, в котором ПГК планирует принимать активное участие.

С "Горняк-1", крупной угледобывающей компанией Сахалина, ПГК начала работать всего год назад. Тем значительней выглядят достигнутые результаты: в 2017 году за счет эффективной слаженной работы специалистов филиала и грузоотправителя удалось увеличить перевозки угля внутри острова в три раза, до 170 тысяч тонн. По словам генерального директора "Горняк-1" Алексея Цмоканича, сделано это было благодаря выстраиванию оптимальных условий перевозок, пересмотру технологии погрузки, сокращению числа порожних рейсов.

Освоение Сахалина ПГК продолжается. В 2017 году Владивостокский филиал выиграл тендер на 100% железнодорожных перевозок продукции "РН-Востокнефтепродукт" (входит в НК "Роснефть"). В течение года филиал планирует перевезти 46 тысяч тонн нефтегрузов в цистернах внутри острова – между производственными площадками предприятия.

— Победа в тендере нефтеперерабатывающего предприятия свидетельствует о высоком уровне сервиса, профессионализме сотрудников коммерческого центра филиала и эффективности оперирования вагонными активами компании. Мы готовы обеспечить гарантированный вывоз продукции и соблюдение всех условий тендера, – комментирует Виктор Осипов.

О профессионализме сотрудников Владивостокского филиала говорили практически все участники конференции.

— Все вопросы решаются в оперативном порядке, рабочие процессы отлажены. Как результат сотрудничества – за прошлый год было перевезено около 2 млн тонн продукции нашего завода. Обороту вагонов способствует эффективное оперирование вагонными активами и гарантированная подача подвижного состава к местам погрузки, — сказал представитель "РН-Транс", осуществляющего свою деятельность на территории Хабаровского края.

И тут стоит отметить, что на сегодня ПГК является одним из крупнейших операторов по перевозке нефтепродуктов по ДВЖД за счет активного сотрудничества с ключевыми грузоотправителями региона, в том числе — Комсомольским нефтеперерабатывающим заводом.

— Задача ПГК – не просто перевозить грузы, но и делать это в соответствии с графиками и заявками. Приоритетными в этом вопросе остаются именно гарантированная, своевременная подача вагонов, обеспечение потребностей в технически и коммерчески пригодном парке. Это обеспечивает рост грузовой базы, и в этом направлении мы планируем добиваться высоких результатов, — отмечает директор филиала.

Ставка на сервис

Клиентоориентированность ПГК наиболее ярко проявляется в тех услугах и сервисах, которые компания предлагает своим клиентам.

Причем это, действительно, весь спектр услуг, которые на сегодняшний день может оказать ведущий российский оператор железнодорожных грузовых перевозок. К тому же многолетний опыт работы позволяет ПГК индивидуально выстраивать логистику, продумывать варианты снижения себестоимости перевозки.

— За 9 лет работы филиала на Дальнем Востоке мы сохранили партнерские отношения с грузоотправителями, и вместе с ними продолжаем развиваться, несмотря на вызовы рынка, — говорит директор Владивостокского филиала Виктор Осипов. – Не в последнюю очередь благодаря тому, что мы оказываем комплексные услуги.

Один из самых ярких примеров – доставка груза "от двери до двери"

Грузовладельцу нужно перевезти грузы, но зачастую у него нет ни мастера погрузки, ни схемы перевозки. Есть деньги и желание доставить груз из одной точки в другую. ПГК предлагает транспортно-экспедиционные услуги, основанные на принципе "от двери до двери". Компания в этом случае готова выступить в роли грузоотправителя, разработать схему погрузки, произвести оплату тарифа. То есть происходит интеграция в единую логистическую цепочку организационных, технологических и финансовых составляющих перевозки. Такая схема работы пользуется большим спросом среди грузовладельцев с небольшими объемами.

— Бывали случаи, когда грузовладельцу требовалось доставить груз до места, где уже не было железнодорожного пути. Тогда организовывалась доставка автомобильным транспортом в буквальном смысле до дверей склада получателя. То есть грузоотправитель выбирает максимально удобные условия, а мы готовы сопроводить его перевозки с момента оформления перевозочных документов на груз до конечной доставки,

— рассказывает Виктор Осипов.

Взаимодействию оператора и грузоотправителя помогает внедрение IT-технологий

— Прежде всего, электронный документооборот. По сути, это эффективность, экономия ресурсов и времени, повышение качества и скорости взаимодействия с партнерами, — делится Виктор Осипов. — Также работает система информационного обслуживания грузоотправителей, благодаря которой они могут самостоятельно получать необходимую информацию о дислокации груза, взаиморасчетах с компанией.

В 2017 году в рамках реализации IT-стратегии ПГК приступила к внедрению автоматизированной системы управления внутренними процессами — SAP, что позволит вести основную деятельность компании на качественно новом уровне автоматизации и управления.

Внедрение решений SAP повысит уровень сервиса и скорость реакции на запросы грузоотправителей за счет интеграции данных различных подразделений ПГК в едином информационном пространстве.