07.04.16

Перспективы работы российских логистических компаний в рамках экономического пояса «Шелковый путь»

Китайская сторона выступила с инициативой о размещении ряда своих производств на территории РФ. (подробности online)

В данном случае речь идет о переносе заводских площадей на территорию Дальневосточного региона РФ, однако ранее подобные предложения касались крупнейших городских агломераций России, как наиболее перспективных центров потребления и сбыта произведенной продукции. На фоне замедления экономики и снижения генерации спроса на сырьевые ресурсы китайские производители увеличивают поставки не столько готовых товаров и продукции, сколько материалов и оборудования. А китайские технологии и компетенции готовы прийти на территорию РФ для организации производственных мощностей в самых обширных сферах, таких как строительная индустрия, металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, химическая промышленность, фармацевтика, текстильное производство, изготовление цемента, телекоммуникации, фармацевтика, производство мебели, пищевое производство, сельское хозяйство, сборочные производства. Со своей стороны, российские власти рассматривают экономическую целесообразность такой возможности, в частности, на территории Свободного порта Владивосток.

Для китайских инвесторов организация производственных мощностей непосредственно на территории России не только снизит торговые барьеры, но и значительно упростит таможенные и административные процедуры, сократит плечи поставок, а так же упорядочит отношения в бизнес-среде. Очевидно и то, что подобное изменение географии производства, в случае реализации китайской стратегии экспорта технологий, определенным образом скажется на центрах формирования грузовой базы, межтранспортной конкуренции и структуре создания транспортно – логистических хабов.

В то же время, достаточно развитые регионы РФ на сегодняшний день попросту лишены каналов сбыта своей продукции, и синергия с зарубежными производителями, в данном случае, китайскими, при реализации масштабных транспортно-логистических и экономических проектов, могла бы показать определенный экономический эффект, обеспечив связь между ресурсами, производствами и рынками сбыта. Для этого, как полагают эксперты Комитета по логистике ТПП РФ, необходимо разработать концепцию развития национальной логистической платформы. Она должна работать в тесной взаимосвязи с долгосрочными стратегиями развития регионов России, программами развития индустриальных и торговых отношений в рамках ЕАЭС, концепции «один пояс - один путь», предусмотрев возможности сопряжения с проектом экономический пояс «Шелковый путь». Наряду с этим, считает председатель Комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев, необходимо развивать проекты по всем направлениям транслогистической платформы: авиагрузовая транслогистическая платформа; научно-образовательная логистическая платформа; транслогистическая платформа для электронной коммерции; территориальные логистические платформы. В числе последних - интегрированная логистика Московской агломерации и сибирская транслогистическая платформа.

Как считает заместитель губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев, транспортно-логистическая инфраструктура области на сегодняшний день является одной из наиболее приспособленных для того, что бы стать крупнейшим логистическим хабом не только на территории региона, но и пространства евроазиатской торговли. «На сегодняшний день идет активная модернизация крупнейшего авиаузла востока страны - международного аэропорта Толмачево, расширяет мощности контейнерный терминал «Клещиха», важным элементом развития перспективного юго-западного транзитного маршрута является возможность использования Бугринского моста через реку Обь», - рассказал он. Инвестиционно-привлекательным делает регион и наличие развитий складской инфраструктуры. По данным «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области», объем современных складов класса А в Западной Сибири распределился таким образом: в Новосибирске-746 тыс. кв.м, в Красноярске – 89 тыс.кв.м., Омске-39 тыс.кв.м и в Томске-20 тыс.кв.м. В немалой степени развитию высококлассных складских площадей способствует тот факт, что в регионе функционирует ряд технопарков и производственных кластеров.

Таким образом, именно логистическая составляющая может выступить в качестве инструмента организации распределенного производства на базе развитой системы региональных транспортно-логистических кластеров со специализированным пакетом услуг для различных отраслей экономики, связанных между собой через маршрутную сеть.

РЖД-Партнер